Александр Лазарев (ст.)
Персона

Александр Лазарев (ст.)

Годы жизни:
03 января 1938 — 02 мая 2011
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра

«Вся разница между людьми в том, что один видит лужу, а другой — звезды, отраженные в этой луже», — сказал как-то Александр Лазарев. Сам-то он, безусловно, относится к «другим».

Он был, конечно, романтик. Самая главная, программная роль — Дон Кихот в легендарном спектакле Театра имени Маяковского семидесятых годов «Человек из Ламанчи». Надо было видеть сверкающие глаза Лазарева, надо было почувствовать электрический темперамент Лазарева, игравшего великого идеалиста всех времен и народов и находившего в себе донкихотские черты.

Театру Маяковского Александр Сергеевич отдал всю жизнь. Он вообще был человеком верным и постоянным: один театр, одна семья. Жена — актриса Светлана Немоляева. В один год зачислены в труппу театра, и очень скоро у них случился служебный роман. Поначалу скрывали свои отношения. Потом сыграли скромную свадьбу: купили в ресторане рябчиков, мама невесты приготовила их, жених с невестой и гости немного выпили, потому что вечером всем предстояло играть спектакль.

Ленинградский ребенок, он пережил блокаду, эвакуацию. В послевоенном детстве самые сильные впечатления оставило кино. Преимущественно зарубежное. Десятки раз пересматривал любимый «Мост Ватерлоо» и представлял себя красавцем-офицером, похожим на Роберта Тейлора. Собственно, во многом благодаря этой картине Лазарев и стал актером.

Его полюбили после фильма «Еще раз про любовь». У лазаревского персонажа было странное имя Электрон. Картина потрясла зрителей: герои Дорониной и Лазарева были не по-советски красивы, а любовь была не по-советски чувственной. Атмосфера молодежных клубов, романтика аэропортов, споры физиков и лириков, уникальная постельная сцена, которая по сегодняшним временам выглядит абсолютно пуританской, а тогда казалась невероятно смелой.

Возможно, этот самый Электрон оказал артисту не лучшую услугу. Нет, он достаточно много снимался в кино, но кинорежиссеры видели в нем героев исключительно положительных, правильных, понятных. Между тем самого Александра Сергеевича всегда притягивали в персонажах всяческие проявления экстравагантности и, может быть, даже некоторого безумия. Именно поэтому Лазарев театральный намного интереснее и ярче Лазарева киношного. Именно поэтому вершинами, жемчужинами актера стали сыгранные на сцене «Маяковки» Дон Кихот, эксцентричный английский актер Кин или Ноздрев, в котором за гримом и походкой самого красавца Лазарева было узнать невозможно. Список великих театральных ролей Александра Лазарева можно продолжать, а вот в кино его герои будто прятались за округлыми приметами положительности. Нет, иногда в них пробивалась некая чертовщина, двойное дно, как, например, в замечательном эпизоде в картине «По главной улице с оркестром». Но сколько же пришлось переиграть Александру Сергеевичу физиков, подпольщиков и секретарей райкомов! Громкий красивый голос, высокий рост. Всегда был хорош в костюмных ролях: историческая одежда сидела на нем идеально. Актеров на роли аристократов в те годы было так немного. В лазаревских героях, даже если у них имелся какой-нибудь очень советский бэкграунд, всегда проглядывала стать, порода.

Он был очень домашним человеком. Гордился актерскими успехами сына и тем, что к фамилии Лазарев стали прибавлять почетное «старший» или «младший». Обожал внуков. Больше всего они со Светланой Владимировной Немоляевой любили свою небольшую дачу, которая утопала в лесу. Праздник случался, когда старшие и младшие Лазаревы собирались вместе. И было видно, какие они все красивые и как похожи друг на друга.

Наверно, можно сказать, что Александр Сергеевич Лазарев замечательно реализовался в театре и не до конца — в кино. Но если вспомнить всю его жизнь — ровную, прямую и достойную, если вспомнить, каким добрым, радушным, ярким человеком он был, наконец, если подумать, сколько в его жизни вместилось любви, следует признать эту жизнь счастливой. Любимый и признанный всеми актер, любимый муж, отец и дед. И в этом смысле он, конечно, всегда видел звезды.

Кинокритик Александр Колбовский

Фильмы и спектакли

Цветы запоздалые
Мелодрама
1970
95 мин
Смех Лангусты
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Комедия
1992
99 мин
Таланты и поклонники
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Комедия
1971
139 мин
Арбатский мотив
Драма
1990
150 мин
Интервью в Буэнос-Айресе
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1979
136 мин
Демидовы
Драма
1983
146 мин
Жизнь Клима Самгина
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1986
136 мин
Как поссорились...
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
2012
97 мин
Завтра была война
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1990
172 мин

Смотрите также

Евгений Евстигнеев
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1992
Анна Павлова
Актер кино
Танцор
Россия
1881–1931
Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1994
Михаил Чехов
Актер кино
Режиссер
Актер театра
Россия
1891–1955