Карл Росси

Годы жизни: 29 декабря 1775 - 18 апреля 1849
Страна: Италия
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Архитектор, создавший современный облик Санкт-Петербурга, автор смелых проектов и, как бы сейчас сказали, урбанист, приведший городское пространство «в правильность» — Карл Росси не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры.

Амбициозный юноша

Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом — танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I
 — от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного Росси в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца
. В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект — план переустройства набережной Адмиралтейства
. Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года
. После в Твери Росси построил Путевой дворец — и вернулся в Петербург.

Елагин остров

В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице — в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.
Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I
. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором — во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.
Во время работы над ансамблем Елагина острова
Росси учел в проекте все, вплоть до привычек Марии Федоровны. Вдовствующая императрица любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор просчитал акустику помещений дворца. Смету Росси составил с небывалой точностью — указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек — и не выходил за ее пределы.
На территории острова зодчий, помимо дворца, возвел павильон на пристани, кухонный флигель, оранжереи, конюшенный корпус. Дворцовый парк был открыт для посещения «хорошо одетой публики», и Росси построил в нем музыкальный павильон, где по праздникам играл оркестр.
Елагин дворец на Елагине острове. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Елагин дворец на Елагине острове. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»
Вид на Масляный луг и Кухонный корпус Елагиноостровского дворца на Елагином острове. Фотография: Галина Ермолаева / фотобанк «Лори»

Михайловский дворец

В 1819 году младшему брату императора Александра I, Михаилу, исполнился 21 год. На строительство дворца для великого князя выделили 9 миллионов рублей — и Александр I поручил его Росси. Архитектор планировал проложить от Невы новую дорогу и открыть на дворец вид с набережной. Росси впервые не реконструировал чье-то здание и даже не был обязан «ставить» свой проект на чей-то фундамент — он начал самостоятельно формировать городское пространство. Для подъезда к дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки он проложил еще одну улицу — Инженерную. Территории Михайловского дворца и Михайловского замка
, на строительстве которого Росси работал с Винченцо Бренной, разделила Садовая улица. Работа над самим дворцом длилась шесть лет. Комиссия торопила архитектора — принципиальный Росси в ответ писал гневные письма. Требования комиссии переходили границы разумного: например, двум живописцам поручалось за полтора месяца расписать потолки во всех залах дворца, длина которого составляла 105 метров.
Дворец был открыт и освящен 30 августа 1825 года. А спустя четыре месяца Росси уже оформлял церемонию прощания с почившим императором Александром I, над эскизами которой он работал даже в день, когда произошло восстание декабристов.

Приведение площади в правильность

В том же 1819 году, когда Росси начал работать над Михайловским дворцом, вышло распоряжение императора о возведении правительственных зданий на Дворцовой площади
. Главный проект столицы Александр I вновь поручил зарекомендовавшему себя архитектору. На закладной доске значилось: «Учинена закладка строению на площади для приведения оной в правильность». При этом Зимний дворец
должен был остаться центром композиции. Росси расположил центральную арку Главного штаба напротив въезда в императорскую резиденцию, и таким образом вся площадь как бы развернулась к Зимнему. Два крыла здания, правда, получились разной длины, но и эту проблему Росси решил, зрительно выровняв западное и восточное крыло рядами колонн.
Через шесть лет после начала строительства архитектор начал работать над Триумфальной аркой — технически самой сложной частью проекта, но проект оказался «заморожен». В это время в Таганроге скончался Александр I, потом столицу потрясло восстание декабристов, наконец, на престол взошел Николай I
. Через месяц после коронации Росси был удостоен аудиенции нового императора, который проект арки в целом одобрил, лишь кое-что скорректировав. Над аркой Главного штаба Росси планировал установить две женские скульптуры, держащие в руках герб. Композицию через несколько лет установили на здании Сената и Синода, а для Дворцовой площади Николай предложил колесницу с богиней Никой, запряженную шестеркой лошадей. Росси предстояло решить сложнейшую инженерную проблему: поставить на арку скульптурную группу весом 80 тонн. Идею решения предложил инженер Матвей Кларк: каркасы фигур отлили из чугуна, а остальное покрыли тонкими медными листами, что позволило уменьшить общий вес конструкции в пять раз.
Арку открыли 28 октября 1828 года. Росси наградили медалью и выдали 100 тысяч рублей на покупку дома, однако архитектор им не обзавелся: все деньги ушли на оплату долгов.
Центральная арка Главного штаба. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Дворцовая площадь. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Михайловский дворец. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Улица зодчего Росси

В 1827 году Росси получил от императора заказ на строительство театра на Александринской площади
. На этом месте стоял деревянный театр по проекту Бренны, который уже не мог вместить всех желающих. Росси предложил по-новому распланировать весь район от Фонтанки до Невского проспекта — и в итоге возвел ансамбль Александринской площади с театром
, новым зданием Императорской Публичной библиотеки
и двумя корпусами, образовавшими Театральную улицу (позднее — улица Зодчего Росси).
Вместе с инженером Матвеем Кларком архитектор разработал уникальные металлические конструкции перекрытий нового театра. Комиссия в новаторский ход не поверила и остановила строительство. Тогда Росси написал письмо министру Императорского двора, князю Волконскому:
Рисковать не стали: сперва построили модель, которую подвергли испытаниям с нагрузкой перед комиссией. Перекрытия выдержали их с блеском, и в апреле 1828 года началось строительство театра. Росси, как обычно, в чертежах прорисовал все детали — от мебели и фонарей до узоров на ограде сквера и цвета обивки театральных кресел. Театр при полном заполнении вмещал 1700 человек, однако Росси так спроектировал коридоры, проходы и 10 лестниц, что после спектакля здание быстро освобождалось.
К лету 1830 года у архитектора начались проблемы со здоровьем, и он должен был уехать за границу на лечение. Но денег не было — зато были долги, и Росси попросил у императора в счет будущего жалованья 12 тысяч рублей. 31 августа 1832 года состоялось открытие театра. Росси выплатили гонорар, а также отдали одну из лож в пожизненное пользование. Ее он потом сдавал — опять же, чтобы найти деньги.
Александринский театр. Фотография: Anna P. / фотобанк «Лори»
Российская национальная библиотека (Императорская публичная библиотека). Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»
Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Сенат и синод

Параллельно с ансамблем Александринской площади Росси с 1829 года работал над еще одним масштабным проектом. Здание Сената в Петербурге в то время располагалось на углу набережной и Петровской площади, где сейчас стоит Медный всадник
. Здание Синода ютилось на противоположном берегу Невы. Император счел, что институтам необходимы более представительные строения, и объявил конкурс. В приказе значилось: «Сделать сии по образцу Генерального штаба и придать им характер, соответствующий огромности площади». В конкурсе приняли участие все знаменитые архитекторы Петербурга, кроме Росси. Император настаивал на его участии, зодчий в ответ отправлял прошения об отпуске, так как с 1816 года он фактически в одиночку держал на себе все строительство Петербурга. Кроме того, архитектор был человеком упрямым и принципиальным, он не привык, чтобы ему указывали, как нужно работать. Николай I считал, что он сам прекрасно разбирается в архитектуре (он получил образование инженера-фортификатора), и потому между ним и Росси часто возникали конфликты. Но, наконец, в 1829 году архитектор все-таки подал свой проект. Он объединил здания Сената и Синода в одно, соединив их аркой — одним из первоначальных вариантов арки Главного штаба. В 1835 году Сенат и Синод
въехали в новое помещение.
За этот проект Росси не получил ни звания, ни наград. Только два выговора от императора — в том числе за грубые выражения в рапортах. Строительство Сената и Синода было очередным триумфом Росси, но еще до окончания строительства, в 1832 году, он написал прошение об отставке. И дело было не только в ухудшившихся отношениях с императором. Официально от замыслов архитектора никто не отказывался, однако средств на его масштабные проекты в казне не было. Да и самого Росси все чаще подводило здоровье: давал о себе знать почтенный возраст. Прошение архитектора приняли.
После 1832 года Росси время от времени входил в архитектурные комиссии и даже продолжал строить — например, возвел Юрьев монастырь
в Новгороде. Архитектор скончался 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге и сначала был похоронен на лютеранском Волковом кладбище, а в 1940 году его прах перезахоронили в Александро-Невской лавре
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна