Липецкая область, Елецкий район, село Лавы...
Народное исполнительство

Традиция балалаечной игры в Елецком районе Липецкой области

Этнос:
Русские
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, восточная (рязанская) группа южного наречия
Несмотря на широчайшее распространение в Елецком районе традиции игры на рояльной гармонике — инструменте, который впервые был создан местными мастерами, балалаечная традиция продолжала здесь сохраняться и развиваться, приобретая определенные местные черты.  В прошлом игра на балалайке была здесь любимым видом народного музицирования, так как этот инструмент был доступен для многих — его конструкция была гораздо проще, чем у гармони, поэтому его изготавливали сами исполнители.

Традиционный репертуар сохранялся благодаря любителям игры на балалайке, которые музицировали не только «для зрителей» — в кругу родных и знакомых, но и постоянно играли «для себя», тем самым развивая и совершенствуя приемы балалаечной игры.

Большинство сельских музыкантов-балалаечников, от которых записывались в фольклорных экспедициях инструментальные наигрыши, — представители старшего поколения (родились до 1931 года). В настоящее время к традиционным формам музицирования проявляет интерес и более молодое поколение, в основном, это представители сельской интеллигенции — учителя школ, работники учреждений культуры.

Механизм передачи балалаечной музыки устной традиции основан на интонационно-слуховой и на зрительной памяти «ученика»: «Научилась играть по слуху: просто так слушала-слушала и смотрела — сестра у меня играла» (Зинаида Гавриловна Окорокова, 1922 г.р., д. Екатериновка).

Традиционно мастерами игры на балалайках были мужчины: «В основном ребята или мужики на них играли» (Иван Сергеевич Поваляев, 1931 г.р., д. Петровские Круги). Но в послевоенное время, когда мужское население значительно сократилось, балалаечную игру стали осваивать женщины, состав исполнителей поменялся: «В деревне было пятьдесят шесть домов и все мужики на войну пошли, и почти все погибли. Поэтому гуляли после войны почти одни девки — а как на гуляньи без балалайки? Вот и учились» (Зинаида Васильевна Малыгина, 1925 г.р.,с. Лавы). Мужской и женский инструментальный репертуар не различался, но в мастерстве владения инструментом женщины уступали. Это объясняется тем, что после замужества женщины почти не имели возможности совершенствовать свою игру, а многие вообще десятилетиями не брали инструмента в руки.

В настоящее время народные исполнители в Елецком районе играют на балалайках фабричного изготовления. Раньше в селах бытовали самодельные инструменты. Балалайки делали из берёзы и сосны, а самыми лучшими считались сделанные из клёна. Перегородки между ладами набивали из медной проволоки, колки вырезали из дерева, натягивали металлические струны или делали их из конского волоса — звук таких струн имел особую, «бархатную» окраску. Для увеличения силы звучания количество струн удваивали, при этом строй балалайки не менялся, он соответствовал настройке трехструнной балалайки. Натяжение четвертой, пятой и шестой струн, по словам исполнителей, придавало инструменту характерный «разлив» — тембр более густого, сочного звучания.

Мастерство исполнителя проявлялось в разнообразии и совершенстве владения различными приемами игры. В практике елецких балалаечников выработались следующие приемы: удары по всем струнам вниз-вверх, большая и малая дроби, перебор, тремолирование на одной или всех струнах, потряхивание грифа балалайки, придающее вибрацию струнам, нисходящее глиссандо от одного звука к другому и аккордовое глиссандо, щипки струн большим и указательным пальцами правой руки.

Основной приём, используемый для звукоизвлечения на балалайке — это бряцание: равномерное чередование ударов по струнам одним или всеми пальцами правой руки при движении кисти вниз или вверх. Удары вниз и вверх в бряцании дают различные по колориту звучания аккорды, поскольку при ударе вниз аккорд начинает звучать с низких звуков, а при ударе вверх — с высоких.

Строй балалайки — настройка открытых струн — по-народному называют «лад». В елецкой балалаечной традиции зафиксирован только «гитарный», или «народный» строй — открытые струны образуют мажорное трезвучие. Для фактуры наигрыша в «гитарном» строе типично почти сплошное аккордовое трёхголосие.

Высота настройки может быть произвольной и зависит от разных обстоятельств, например, от величины инструмента, или от диапазона голоса исполнителя.

Игра любого из традиционных исполнителей отличается индивидуальностью. У каждого балалаечника накапливаются в процессе игры свои излюбленные «обороты-формулы», на основе которых рождаются новые вариации известных наигрышей. С одной стороны, исполнительство остается традиционным, с другой стороны, оно постоянно обновляется за счет индивидуального стиля балалаечника. Многим музыкантам присущи свободная игра, предвиденная «небрежность» в штрихах, своеобразные динамические оттенки, эффектные аккордовые акценты и концовки. Манера женской игры менее индивидуализирована, она характеризуется почти неизменным повторением мелодии и гармонии наигрыша, иногда — с варьированием ритмики.

Балалаечные наигрыши. Бытующие в Елецком районе балалаечные наигрыши по функции распределяются по следующим группам: сопровождающие пение частушек (Матаня, Страдания, Семеновна); сопровождающие пляски или танцы (Барыня, Елецкого, Колчак, Тустеп); аккомпанирующие песням или исполняемые как версии песенных мелодий (Светит месяц, Когда б имел златые горы).

Кроме наигрышей, имеющих общерусское распространение, встречаются образцы, известные только в местной традиции. Это наигрыш «Колчак», распространенный только в Елецком районе; наигрыш с названием «Елецкий» (вариант «Барыни»), характерный для традиции Липецкой области; разновидности «Страданий» (простые, короткие, длинные).

Самым распространенным в местной традиции является частушечный наигрыш «Матаня», он до сегодняшнего времени непременно присутствует в репертуаре любого сельского балалаечника. Этот наигрыш обычно исполняется с пением и с пляской. Пляска под «Матаню» имеет импровизационный характер, но основывается на определенной композиции. В основе композиции пляски — движение женщин по кругу, при этом каждая участница по очереди исполняет частушку. При большом количестве участников может образоваться два круга и частушки припеваются сразу несколькими исполнителями.

Музыкальная структура «Матани» имеет «квадратную» четырехтактовую форму и строится на основе следующей гармонической схемы инструментального наигрыша:

S — T — II — II — D — D — T — T.

У разных исполнителей образуются индивидуальные версии «Матани», в которых может варьироваться гармоническая схема, рисунок вокальной партии.

Не меньшее распространение в елецкой балалаечной традиции получили «Страдания».

«Страдания» исполняются в более медленных темпах, чем частушечно-плясовые наигрыши. В основу положен период в двухчетвертном размере, состоящий из четырёх тактов следующей ладовой схемы:

S — S — T — T — D — D — T — T.

«Страдания» бытуют во множестве вариантов, каждый из балалаечников может исполнить хотя бы две-три разновидности этого наигрыша. Именно многообразие разновидностей «Страданий» является характерной особенностью инструментальной традиции Липецкой области, в том числе и Елецкого района. В елецких селах исполняют простые страдания, длинные страдания, короткие страдания. Различия между ними заключаются в способе распевания текста.

Вокальная партия «страданий» более выразительна и распевна, в отличие от других частушечных наигрышей. Обычно исполнитель стремится варьировать мелодию напева «страданий», придавая ей ритмическую свободу, насыщая различными звуками, не входящими в состав аккордовых последовательностей (в отличие, например, от «Барыни», где голосовая партия полностью основывается на функциональных звуках аккордов).

Местной особенностью балалаечной традиции является широкое бытование в ней, наряду с частушечными, плясовых и танцевальных наигрышей. Такие наигрыши имеются в репертуаре каждого балалаечника, в них проявляется мастерство владения инструментом, ведь в этом случае балалайка становится не аккомпанирующим, а солирующим инструментом. К этой группе относятся «Колчак», «Тустеп», «Цыганочка», «Светит месяц». Хотя теперь эти танцы уже не бытуют, но старшее поколение (1930-х гг. рождения) хорошо их помнят и могут воспроизвести.

Балалаечная игра раньше была любимым видом народного музицирования в деревне, исполнители-балалаечники всегда пользовались большим уважением и были обязательными участниками всех общинных праздников.

Аудио

01 Наигрыш на балалайке «Матаня» в исполнении З.Г. Окороковой из д. Екатериновка Елецкого р-на Липецкой обл.
02 Частушки под балалайку «Матаня» в исполнении З.Г. Окороковой из д. Екатериновка Елецкого р-на Липецкой обл.
03 «Страдания» под балалайку в исполнении З.Г. Окороковой из д. Екатериновка Елецкого р-на Липецкой обл.
04 Наигрыш на балалайке «Барыня» в исполнении З.Г. Окороковой из д. Екатериновка Елецкого р-на Липецкой обл.
05 Наигрыш на балалайке «Колчак» в исполнении И.С. Поваляева из д. Петровские круги Елецкого р-на Липецкой обл.
06 Наигрыш на балалайке «Матаня» в исполнении И.С. Поваляева из д. Петровские круги Елецкого р-на Липецкой обл.
07 Наигрыш на балалайке «Семёновна» в исполнении И.С. Поваляева из д. Петровские круги Елецкого р-на Липецкой обл.
08 Наигрыш на балалайке «Елецкого» в исполнении И.С. Поваляева из д. Петровские круги Елецкого р-на Липецкой обл.
09 Страдания короткие «Елецкие» под балалайку в исполнении З.В. Малыгиной из с. Лавы Елецкого р-на Липецкой обл.
10 Страдания «длинные» под балалайку в исполнении З.В. Малыгиной из с. Лавы Елецкого р-на Липецкой обл.
11 Наигрыш на балалайке и припевки «Колчак» в исполнении З.В. Малыгиной из с. Лавы Елецкого р-на Липецкой обл.