Показать
Ростовская область, Цимлянский район, станица...
Народное исполнительство

Песенное наследие Андрея Ивановича Каргальского из станицы Каргальской Цимлянского района Ростовской области

Этнос:
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, наречие — южнорусское
Показать

Богатейший музыкальный фольклор Юга России и, в частности, мест расселения казачества — огромная часть отечественного культурного наследия. Донские, кубанские, черноморские, терские казаки, казаки-некрасовцы на протяжении нескольких веков создавали и хранили уникальные традиции, составляющие славу отечественной народной культуры. Особой ценностью обладают записи, отразившие непосредственную связь с традициями ушедших поколений, когда певческая культура казачества находилась в полном расцвете. Замечательным хранителем и наследником этих традиций был Андрей Иванович Каргальский — представитель семьи Каргальских-Чеботарёвых, от которых записывал песни на рубеже XIX–XX веков выдающийся собиратель казачьего музыкального фольклора А.М. Листопадов.

Андрей Иванович Каргальский родился в 1904 году в станице Каргальской области Войска Донского (ныне — Волгодонский район Ростовской области). В возрасте чуть более 20 лет он покинул родную станицу, отслужил в армии и с 1928 года постоянно жил в Ленинграде, работал на заводе литейщиком.

Выйдя на пенсию, Андрей Иванович увлекся литературным творчеством, стал писать, сочинять рассказы, что и привело его в литературный кружок одного из ленинградских домов культуры, которым руководил литературовед и фольклорист В.С. Бахтин. По просьбе Бахтина Андрей Иванович начиная с 1971 года стал записывать тексты донских песен. Затем, в 1972–1973 годах, его пение записал Б.М. Добровольский. Копии этих фонограмм из личного собрания В.С. Бахтина были переданы в фольклорный архив Ленинградской консерватории. В 1977 году записи от А.И. Каргальского осуществил в Ленинградской консерватории А.М. Мехнецов.

Сам Андрей Иванович так рассказывал о своем приобщении к песенной культуре: «Родился и детство провел я на Дону. Там у нас все поют. А моя семья и на Дону не была последней. Родители, дедушка, бабушка, дяди, тетки были известными певцами. После окончания полевых работ наступали долгие осенние вечера. К нам собирались родственники и старики, которых теперь уже нет в живых. И пели они старинные песни про князя Владимира, про Наполеона, Петра Первого и многих других. А я где-нибудь лежу, на печке или за перегородкой, и слушаю. Часто так и засыпал под песни. Но, видно, крепко они во мне засели, если и сегодня почти все помню». Эти слова А.И. Каргальского записал В.С. Бахтин, встреча с которым позволила проникнуть в сокровищницу памяти Андрея Ивановича.

Природная одаренность Каргальского — тонкий музыкальный слух и великолепная память — позволили ему вспомнить около 70 песен, слышанных им на родине. 29 из них включены в сборник «Песни донских казаков, напетые А.И. Каргальским», составленный А.М. Мехнецовым и В.С. Бахтиным и вышедший в свет в 1979 году. Автор музыкальных записей А.М. Мехнецов просил Каргальского вспомнить, как звучали песни в «артельном», хоровом звучании, обязательном в казачьих традициях, и эксперимент с записью исполнительской версии путем наложения на уже зафиксированный вариант прекрасно удался благодаря уникальным способностям народного певца.

Жанровый состав песен, которые сохранились в памяти А.И. Каргальского, полностью отражает структуру местной певческой традиции. Наибольшую ценность представляют собой песни былинные и исторические.

Герои былинных песен — князь Владимир, Илья Муромец, Садко, Дюк (Дей) Степанович. Былинные песни в казачьих традициях Юга России имеют совершенно иной характер, чем былины Севера. Благодаря длительным, протяженным распевам сюжет развивается очень медленно и часто ограничивается лишь одним небольшим эпизодом. Песня «Ай, во славном было городе» воспроизводит эпизод похвальбы Садко: он хвалится своим богатством, причем не перед новгородскими купцами, как в известных версиях этого сюжета: в данном варианте отражено соперничество богатого торгового Новгорода с новой столицей Руси Москвой. «У славного у князя Владимира» на пиру сидят Илья Муромец и Дюк (Дей) Степанович, первый хвалится своей «могущей» силой, второй — красивой женой. Если в северных былинах это лишь первые строки повествования, здесь же вся песня ими и ограничивается. Былинные песни в местной традиции обязательно исполнялись на любом большом застолье, а песней «У славного у князя Владимира» открывался свадебный пир.

В исторических песнях поется о Петре Первом, который «захаживал» в избушечку, построенную для него на берегу тихого Дона («Ай, да по край моря» — фрагмент предания о Петре Первом), Наполеоне, который пишет письмо православному русскому царю Александру Первому («Ай, да что пишет-то пишет»). Песня «На речке было Камышинке» — о гребенских и яицких казаках, уходящих от грозного царя Ивана в дальнюю Сибирь под предводительством Ермака Тимофеевича. Стенька Разин — еще один излюбленный герой казачьих песен, известен и сюжет о «сынке» Разина («Ай, да появился в Астрахани»).

Особое место занимает песня «Ай, уж ты Дон, ты наш Дон, Дон Иванович» об участии казаков в Отечественной войне 1812 года, ставшая на Дону гимном казачества. В репертуаре Каргальского много песен о казачьих походах, войнах, в них встречаются имена адмирала Ушакова, казачьих атаманов.

Тематика лирических песен, записанных от Андрея Ивановича, связана в основном с судьбой казака-воина, с расставанием его с родными («Ай, да ты свети же, скажем, просвети», «Ай, да шли да прошли», «Конь боевой с походным вьюком»). Репертуар Каргальского включал также хороводные и плясовые песни, романсы.

Индивидуальный стиль и манеру исполнения А.И. Каргальского охарактеризовал автор записей А.М. Мехнецов: «Поёт А.И. Каргальский сильным, ярким по тембру звуком. Его голос, особенно в верхнем регистре, можно было бы назвать “смелым”. Некоторую “лихость” исполнению придают и особые приёмы атаки и завершения звука, напоминающие своеобразное “йодлирование”, что характерно для казачьих песен».

Исполнительскому стилю А.И. Каргальского, так же как и казачьей исполнительской традиции в целом, свойственна манера речитативного в характере рубато произнесения зачинных разделов песен, подготавливающая момент хорового вступления. Этим объясняется и обычная смена темпов при переходе от одного из разделов композиции к другому».

Песни в исполнении А.И. Каргальского, зафиксированные как в одноголосных, так и в двухголосных (записанных путем наложения) вариантах, полностью соотносятся с местной певческой традицией. Долгая жизнь в городе, к счастью, не изменила исполнительской манеры певца. Его песни звучали в передачах ленинградского радио и телевидения, певец выступал перед научной и творческой общественностью — фольклористами и композиторами. Примечательно, что именно голос Каргальского звучал в радиопостановке по «Донским рассказам» М.А. Шолохова.

Аудио

01 Былинная песня «Ай, во славном было во городе» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл.
01 Былинная песня «Ай, во славном было во городе» в исполнении А.И. Каргальского, уроженца ст. Каргальской Цимлянского р-на Ростовской обл.
Место фиксации:
город Санкт-Петербург
Год, собиратели:
1977 – А.М. Мехнецов
Место хранения:
Архив Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. ОАФ. № 715-05
Содержание

Смотрите также