Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Певческие традиции Новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви

Этнос: Русские
Конфессия: Старообрядцы
Язык: Русский
Паспорт объекта

История Новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви насчитывает более 100 лет. По сведениям епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна, приход белокриницких старообрядцев действовал в поселке Новониколаевском (ныне — город Новосибирск) уже в 1890-х годах. Тогда значительную часть прихожан составляли принявшие старообрядчество беглые крестьяне или старообрядцы-беспоповцы, примкнувшие к Белокриницкой иерархии. В 1895–1896 годах, практически сразу после образования поселка Новониколаевского, в нем была заложена первая старообрядческая церковь. 21 февраля 1907 года, в ответ на ходатайство прихода, Томское губернское управление приняло решение о регистрации «Новониколаевской старообрядческой общины Рожества Пресвятой Богородицы». В 1908–1910 годах была реконструирована и расширена церковь Рожества Пресвятой Богородицы. Службы в ней  совершались ежедневно. В разные годы настоятелями храма были о. Петр Черёмухин (1907–1912), о. Даниил Суворов (1912–1918), о. Павел Колосов (с 1918 года). В 1910–1920-х годах в приходе служили о. Андрей Захаров из села Вознесенского Пермской губернии, о. Иоанн Кабанов, о. Иосиф Слюсарев, о. Михаил Немкин.


В 1930-е годы  общине пришлось перейти на нелегальное положение. Здание церкви было отобрано, многие прихожане репрессированы, о. Даниил Суворов и о. Феоктист Третьяков — расстреляны. Но литургическая жизнь прихода не угасла: старообрядцы тайно собирались на богослужения по большим праздникам. Совместные моления в храме возобновились только после Великой Отечественной войны. Тогда община получила место на правом берегу реки Ельцовки. Прихожане вскладчину купили два дома, один из которых перестроили в церковь.

В 1978 году старообрядцам выделили новый участок с двумя домами в Заельцовском районе Новосибирска. В 1990 году было освящено место под строительство нового храма. Через 9 лет, 19 сентября 1999 года, возведенный «всем миром» храм Рожества Пресвятой Богородицы освятил митрополит Московский и всея Руси Алимпий (в миру — Александр Капитонович Гусев).


Сейчас храм является кафедральным собором образованной в 1992 году Новосибирской и всея Сибири епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Возглавляет епархию епископ Силуян (в миру — Симон Афиногенович Килин). Настоятелем общины с 1981 года служит протоиерей Михаил Задворнов.


Сведений о состоянии богослужебного пения в самый ранний период существования общины не сохранилось. Отсчет его истории принято начинать с 1910 года. Тогда общее собрание Новониколаевской старообрядческой общины обратилось к купцу-старообрядцу А.И. Морозову с прошением о направлении в приход учителя пения. Представитель знаменитой династии, владелец Богородско-Глуховской мануфактуры А.И. Морозов был любителем крюкового пения и покровителем знаменитого старообрядческого Морозовского хора. В Новониколаевске находился в те годы филиал мануфактуры. По решению Морозова в общину выехала солистка женского Морозовского хора Антонина Савватьевна Архипова. Назначение на этот пост учительницы, а не учителя вызвало недоумение у некоторых прихожан. Но уже вскоре после приезда Архиповой, 15 августа 1910 года, хор под ее руководством был приглашен для участия в закладке храма Томской старообрядческой общины. Вот первое свидетельство о пении Новониколаевского хора: «…Как при богослужении в храме, так равно и на закладке храма все песнопения исполнял хор, приглашенный из г. Новониколаевска, состоящий из 15 человек мальчиков и девочек, собранный благодаря энергии и трудам о. Петра Черемухина (первого настоятеля прихода — И.Д.), умело руководимый учительницей Антониной Савватьевной Архиповой, приехавшей от А.И. Морозова. Стройное, мелодичное и нежное пение женских и детских голосов привлекало слух присутствующих, среди которых была масса и иноверных, и располагало молящихся к умилению» [См. Библиографию №4]. Переехав через два года в Барнаул, А.С. Архипова продолжала там преподавать знаменное пение. Один из ее учеников, Никола Дмитриевич Тимофеев, стал впоследствии уставщиком и головщиком Новосибирской и Барнаульской старообрядческих общин. Благодаря его трудам и служению головщиков — Ирины Федоровны Пинаевой, Анны Демидовны и Андрея Федотовича Долговых, в Новосибирске передавались из поколения в поколение традиции Морозовской певческой школы.


Никола Дмитриевич Тимофеев оставил потомкам уникальное свидетельство богослужебной певческой практики новосибирского хора середины XX века. В обычной «общей» тетради знаменной нотацией он зафиксировал бытовавшие в общине в то время варианты письменной редакции песнопений, их устную версию (напевку), особенности репертуара. Некоторые разделы рукописи и отдельные песнопения автор снабдил комментариями. Со сборником, хранящимся в личной библиотеке головщика Новосибирской общины А.Н. Емельянова, нам удалось ознакомиться в 2014 году в ходе экспедиции Государственного республиканского центра русского фольклора.


Певческие традиции общины периода 1980–1990-х годов описаны в дипломной работе студентки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки Е.Г. Викуловой. По ее сведениям, в те годы количество поющих на каждом клиросе не превышало 7–8 человек. Оба хора (правый и левый) были смешанными: высокие женские голоса и 1–2 мужских. На клиросах пели семьи Думновых, Долговых, Устиновых.  Левым хором руководил Владимир Андреевич Долгов, правым — Федор Александрович Устинов.


Богослужебное пение и чтение входили в программу занятий воскресной школы. Методика преподавания была традиционной: под руководством опытных певцов и головщиков сначала заучивались на память основные попевки гласов, затем — самогласны и подобны из певческой книги «Обиход» и несложные песнопения. Только после того, как ученики овладевали начальными навыками осмогласия, преподаватели переходили к разбору отдельных знаков нотации по азбуке.


Накануне больших праздников проводились спевки или «сходы», на которых оговаривался порядок богослужения, разбирались и пропевались праздничные песнопения, репетировались чтения молитвословий.


В наши дни число клирошан возросло. Состав хора достигает 30-ти человек. Правый клирос — мужской. Руководит им головщик и уставщик Александр Николаевич Емельянов. Левый клирос — смешанный. Его возглавляет Галина Сергеевна Зяблицкая. К певческим династиям Долговых и Устиновых присоединились семьи Емельяновых, Бекреневых. В методике учебной и репетиционной работы существенных изменений не произошло.


По своим характеристикам культура богослужебного пения Новосибирской старообрядческой общины представляет собой классический образец российской традиции (по классификации исследователя старообрядческой певческой культуры Н.Г. Денисова) [См. Библиографию №3]: все клирошане владеют крюковой нотацией, руководство хором осуществляется указкой, песнопения исполняются смешанным хором, в среднем темпе, динамически ровно. Пение хоров отличает строгий унисон, манера звукоизвлечения, приближенная к академической, четкая дикция. Регистр пения стабилен. По сравнению с другими приходами, принадлежащими к российской традиции, в Новосибирске принят средний «тон службы». В общине существует высокая культура литургического чтения с четкой дифференциацией погласиц. Богослужебный репертуар реализуется всеми способами: по знаменной нотации, на глас, по устной версии — напевкой.


Как уже поминалось, хор Новосибирской старообрядческой общины является наследником и продолжателем Морозовской певческой школы. Это один из немногих приходов, где в число основных письменных источников входят морозовские певческие книги — «Круг церковного древнего знаменного пения», изданный А.И. Морозовым под эгидой Императорского Общества любителей древней письменности в 1884–1885 годах.  В богослужебной практике используются морозовские «Ирмосы», «Октай» и «Обиход».


Хор Новосибирской общины не раз демонстрировал свое мастерство перед широкой аудиторией. Концертная деятельность его началась в 1996 году. Хор выступил на научной конференции в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Тогда же было положено начало многолетнему сотрудничеству хора общины с этим знаменитым учебным заведением. 8 марта 2000 года по приглашению творческого объединения «Музыкальный фольклор» коллектив под управлением В.А. Долгова выступал в зале Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (сейчас Российская академия музыки им. Гнесиных). В том же году хор принимал участие в фестивале «Musica Antiqua Europae Orientalis» в Польше (г. Быдгощ). Певчие прихода неоднократно выступали на «Вечерах духовных песнопений», проходивших в рамках научных конференций. В 2007 году 100-летие общины было отмечено юбилейным концертом хора под управлением В.А. Долгова в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. Глинки.


В настоящее время клирошане кафедрального собора Новосибирской и всея Сибири епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви составляют основу Хора певчих старообрядческих приходов Сибири.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 На всенощном бдении «Господи, благослови», «Приидите, поклонимся», псалом 103 с припевами — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

02 На Всенощном бдении стихиры на Господи воззвах 6-го гласа — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

03 На Всенощном бдении антифоны степенные — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

04 На Всенощном бдении ирмос 1-й песни «Яко по суху ходив Израиль» (пение) и тропарь (чтение, погласица) Воскресного канона 6-го гласа — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику. Правовая информация

05 На Всенощном бдении чтение канона и катавасия «Креста начертав» 8-го гласа — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы Правовая информация

06 На Литургии псалом 102, ектения малая — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

07 На Литургии Трисвятое — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

08 На Литургии задостойник Рожеству Пресвятой Богородицы, глас 8 — фрагмент архиерейского богослужения престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы. Правовая информация

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть