Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Праздник Вознесения в селе Владычное Пошехонского района Ярославской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, центрально-восточная группа костромских говоров северно-русского наречия
Паспорт объекта

В селе Владычное Пошехонского района Ярославс­кой области с праздником Вознесения Господня некогда был связан обширный круг обрядовых действий и мифологических представлений, частично сохранившихся и в наши дни.


Православная Церковь празднует Вознесение в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа. Как и Пасха, Вознесение относится к кругу передвижных праздников, не имеющих определенной даты в календаре. Это один из больших (двунадесятых) православных праздников. Согласно церковному преданию, на 40-й день после воскресения Иисус Христос вывел учени­ков из Иерусалима на гору Елеонскую, подняв руки, благословил их, а затем стал отделяться от земли и на их глазах подниматься в небо. Иисус Хри­стос «вознесся в небо», окончательно завершив свое служение Спа­сителя — Мессии на земле. 


Этот день в Пошехонье, как и во многих других регионах России, служил границей между пасхальным (ранневесенним) и троицким (поздневесенним) периодами народного календаря. В этот день в последний раз произносили пасхальное приветствие «Христос воскресе!» и пели пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых».


Церковные традиции нашли своеобразное отражение в народной традиционной культуре, в обрядовых действиях этого дня.

В этот день совершались различные действия, целью которых было «помочь Христу на небо подняться». В селе Владычном пекли особое обрядовое печенье — лесенки. Большую их часть употребляли в пищу, а одну лесенку ставили на окно, «чтоб Христос на небо взошел». Иногда лесенками кормили скот, чтобы лучше рос и не болел, а также ставили в поле, чтобы лучше росли зерновые культуры.


На Вознесение совершались обходы полей, на которых к этому дню подрастали хлеба: женщины и девушки «в поле с песнями ходили». Мужчин в поле не брали, причем подчеркивается, что женщины старались уйти в поле незаметно. По деревне они шли либо в молчании, без пения, так как считали, что песнями могут привлечь мужчин, стариков и детей, которым не полагалось ходить в этот день в поле. Считалось, что появление на поле мужчины приведет к плохому урожаю, а дети и старики, пришедшие на поле, станут причиной полной гибели урожая.

Согласно правилам, установленным традицией, в обходе полей могли участвовать только женщины и девушки фертильного (детородного) возраста, так как обрядовые действия этого дня имели продуцирующую силу. Группа обходила засеянные поля, а затем где-нибудь рядом устраивалась складчина, совместная трапеза всех участников обхода. Основным блюдом была яичница. Перед выходом в поле несколько участниц обряда с иконой Вознесения Господня обходили дома и собирали «на яишню». Яичницу делали из яиц, сала и молока. Ее жарили на костре в глубокой сковороде или миске. По консистенции она скорее напоминала омлет.


Женщины обходили поле и лишь затем приступали к еде. Считалось, что каждая участница этой трапезы должна съесть по ложке яишни. Иногда совершался обход кромки поля с яичницей, что должно было защитить поле от колдунов. Оставшиеся куски яичницы кида­ли в рожь через голову. Считалось, что чем выше женщины будут кидать еду, тем лучше и выше уродится рожь. Верили, что данное действие способствует дружному росту зерновых и наиболее удачной для жатвы высоте колосьев.


Способствовало росту ржи и кидание в поле ложек, которыми ели яишню. Съев свой кусок обрядового блюда, каждая девушка должна была кинуть свою ложку как можно выше, «чтобы рожь была высока».


Для этой же цели в поле приносили обрядовое печенье — лесенки — и втыкали их в посевы. Верили, что когда Иисус Христос будет подниматься по лесенке на небо, то он потянет за собой рожь и та вырастит высокой и густой. Пожилые женщины помнят, что раньше в поле брали нескольких девочек, у которых были густые волосы. В поле девочек тянули за косы, чтобы рожь была густая и с тяжелыми, полными зерна, колосьями.


Обязательным элементом обрядового хождения «в поля» было катание или кувыркание по земле. Девушки и женщины, съев яичницу и разбро­сав куски по полю, начинали кататься по озимым всходам, приговаривая «Ра­сти рожь к овину». Сведения об этом обычае в Поше­хонье в начале ХХ века записал А.В. Балов, отметив, что девушки в Вознесение катаются потраве, приговаривая: «Расти трава — к лесу, // А рожь — к овину». А. Преображенский в соседнем Моложском уезде записал другой вариант этого приговора: «Рожь к овину, а метла (трава) к лесу».


В поле во время кидания в рожь ложек совершались также гадания о будущем урожае. Участницы обряда пытались найти в посевах свою ложку. Если ложка была видна, то полагали, что рожь будет редкой, а будущий урожай — плохим. Если же ложку не было видно в «зеленях», то это считалось верным признаком богатого урожая.


Так же девушки во Владычном гадали о женихах, на этот раз ложка становилась знаком их будущей судьбы: если ложна находилась, то верили, что девушка скоро выйдет замуж, а если нет, то останется в девках. Существовало и противополож­ное толкование: ненайденная ложка пред­вещает скорое замужество. Гадая с лож­ками, определяли и направление, откуда приедут сва­ты. Бросив ложку, ее искали, а затем смотрели, в какую сторону указывает черенок. Верили, что именно там живет суженый.  


Помимо аграрного характера празд­ник Вознесения в Пошехонье несет в себе черты поминального дня, в который было принято ходить на могилы и поминать родственников яичницей, а иногда и бли­нами Часть еды оставляли на могилах, что­бы «птички божьи родителев помянули».


Некоторые рассказчицы вспомнили, что в детстве они видели, как их родствен­ники гадали о своей посмертной судьбе с помощью лесенок. Для этого их бросали с крыльца дома или церкви рано утром. Лесенки делают обя­зательно с семью перекладинками, которые символизируют семь небес Апока­липсиса. Считалось, что отколовшаяся ступенька лесенки указывает на то, на каком небе окажется гадающий после смерти.


С праздником Вознесения в Пошехо­нье был связан ряд суеверных представ­лений и запретов. Так, накануне Вознесения с вечера мели дворы, выметая весь сор, чтоб чисто было. Это было связано с тем, что Христос «последний день по земле ходит».


Согласно поверьям, родившиеся в этот день имеют счастливую судьбу и их всю жизнь сопровождает удача. Про умершего в этот день говорили, что он обязательно попадет в рай, так как на Вознесенье умирают только безгрешные люди.


В этот день полагалось подавать милостыню нищим, потому что в облике нищего по земле ходит Христос.


Во Владычном существовал целый ряд запретов, приуроченных к этому дню. Так, на Вознесение, до обеда, пока служба в церкви идет, нельзя работать. Полагали, что работа во время обедни является тяжелым грехом, за который Бог тяжко накажет. В этот день не пекли хлеб, потому что это могло привести не только к тому, что хлеб сгорит или, напротив, не пропечется, но и вызвать пожар. Особенно осторож­ными должны быть беременные женщины. Все, что беременная сделает в Вознесенье, окажется напрасным, не даст результатов, а ребенок, чья мать работает в Вознесенье родится больным.


Таким образом, бóльшая часть суе­верных представлений и обрядовых дей­ствий, связанных в Пошехонье с праздником Вознесе­ния, направлена на обеспечение будущего урожая ржи. Помимо этого, прослеживаются и иные глубинные смыслы совершаемых действий, свидетельствующие об отношении к этому дню как к «опасной» точке на­родного календаря, когда граница между «этим» и «иным» мирами становится про­ницаемой, и люди могут узнать некоторые события своей будущей земной и посмер­тной жизни.

Фото

Аудио

01 Рассказ А.К. Колосковой из с. Владычное Пошехонского р-на Ярославской обл. о хождении «в поля» на Вознесенье и гадании с яичницей о будущем урожае Правовая информация

02 Рассказ О.К. Гуляевой из с. Владычное Пошехонского р-на Ярославской обл. о том, как ходили с яичницей «в поля» Правовая информация

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Он посвящен 125-летию со дня рождения писателя и сценариста Сергея Третьякова.

Подробнее

Курс стартует 24 ноября и продлится до марта.

Подробнее

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть