Показать
Ростовская область, Верхнедонской район, хутор...
Народное исполнительство

Традиционные способы обучения пению в хуторе Мрыховском Верхнедонского района Ростовской области

Этнос:
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский
Показать

Народные способы обучения пению выявляются при специальном исследовании. Здесь применимы как метод непосредственного наблюдения, так и беседы с мастерами, передающими свой опыт. Эффективным способом является эксперимент, при котором исследователь внедряется в ансамбль, выполняя какую-либо важную певческую функцию (например, запевалы, подголосника), и в ситуации совместного пения взаимодействует с певцами, анализируя процесс «изнутри».

Общепризнанным этапом обучения исполнительству является слушание певческих и инструментальных ансамблей, происходящее в детстве, накопление слуховых впечатлений, нецеленаправленное запоминание песен и наигрышей. Этот этап можно условно назвать пассивным.

Важным условием нормативного ощущения пульсации и темпа, формирования представлений о тембре и артикуляции служит восприятие традиционного музицирования в контексте естественных условий бытования. Незнание сопутствующих исполнению обстоятельств приводит подчас к грубым с точки зрения носителей традиции ошибкам в выборе темпа без учета дополнительных факторов воздействия (таких, например, как ход коня в случае с песней «Пролегала шлях дорожка») или тембра и громкости в условиях пения на открытом воздухе или в закрытом помещении.

Активный этап обучения пению на Дону известен в двух основных формах: имитации (подражания), осуществляемой в форме повторения действий, и диалога, взаимодействия с участниками певческого или инструментального коллектива.

В хуторе Мрыховском Верхнедонского р-на Ростовской области ситуации обучения мы наблюдали в основном в женской среде (или с участием мужчин, но не чисто мужской).

Ольга Васильевна Пономарева, много лет возглавлявшая Мрыховский, а затем Мещеряковский казачий хоры, в обучении пению придерживается первой стратегии.

Процесс обучения отличается практичностью и конкретностью, т. е. желающий учится петь не вообще, а целенаправленно под задачу ведения определенной партии. С этой целью новичку предлагается наставник — опытный певец-мастер. Находясь в непосредственной близости к нему обучающийся пытается дублировать его партию (петь, как говорят, «след в след») сначала фрагментами, затем постепенно — от строфы к строфе — переходя к полному ее воспроизведению. Далее Пономарева предлагала «отходить» от голоса запевалы — двоить, троить. Интересно, что сама Ольга Васильевна осваивала традицию вторым путём, выводя подголосок. Вообще, по мнению мастера, желательна специализация, если дишканишь, не следует запевать мужские песни — голос грубеет.

Как правило, работа над многоголосным распевом происходит на репетиции или в условиях бытового пения. Приходилось наблюдать и индивидуальные занятия с теми, для кого такой способ оказался не вполне эффективным. Это, в частности, относилось к обучению дишканта. Последовательный уход из коллектива двух блистательных исполнительниц этой партии — Марины Михайловны Мрыхиной и Клавдии Стефановны Фартуковой — потребовал воспитания новой.

На начальном этапе внимание уделялось нахождению тембра, соответствующего голосу запевалы (т.е. голосу самой Ольги Васильевны или мужскому), и в то же время раскрытию красоты собственного голоса певицы. На Дону это определяют формулой «петь своим голосом».

Затем задачей обучения стало усвоение типичных мелодических оборотов, применяемых дишкантом в определенных частях напева: при расхождении голосов в октаву, при повороте к повторению напева — второму колену, при завершении напева. При этом Ольга Васильевна сетовала, что ей не хватает нужных слов, чтобы объяснить образованному современному человеку, какой результат от него ожидается. Когда Пономарева осознала сложность толкования привычных певческих терминов (таких как завиляшка, закругляшка) человеку, окончившему культурно-просветительское училище, она привлекла в качестве наставника меня (Т.С. Рудиченко). Пришлось оправдывать доверие: показывать и объяснять певице, что основная претензия руководителя на этом этапе состоит в статике тембра и негибкости мелодики, нечуткости подголосника к партии заводчика.

Еще одна самостоятельная проблема, которую приходится решать почти всем участникам ансамбля — плавность ведения звука при пении без слов (вокализе). Часто высказываемое замечание в отношении молодых певцов любительских ансамблей касается исполнения вокализа «словами», а не «голосом». Ольга Васильевна, как выяснилось при уточнении, подразумевала нарочитую, близкую речевой артикуляцию гласных в распевах. Особенно это касалось фонемы «е», которая (если не повторяет ритмику слоговых формул) в распеве должна произноситься глубже, ближе к «э».

Особое внимание уделяет Пономарева запеву. Здесь она следует универсальному для донской традиции правилу, на которое указывали и другие информанты, начинать запевку в нижней части диапазона слогом «Ай»[1]. Ольга Васильевна говорит: «Взять [ай] протянуть, вот в этом вся красота — подготовить: “Ай, проснётся день красы моей”, “Ай, уж ты зоренька-зарница”». Есть еще небольшая хитрость в таком зачине: постояв голосом внизу, почувствовав высоту, можно поднять или опустить тональность. Конечно, традиционные певцы находят тональность безошибочно по окраске голоса, но при переходе от мужских казачьих песен, которые запеваются ниже, к женским (заводимым выше) иногда возникает потребность  в таком «маневре».

Личным пристрастием Пономаревой являются быстрые темпы в хороводно-плясовых и танцевальных (на напевы полек, кадрилей) песнях. При пении с опытными певцами большой необходимости в занятиях по выработке ровности стремительного темпа и внятной «скороговорки» нет. В занятиях с молодыми певцами Ольга Васильевна отбивала метрическую единицу «костылём» (палкой), а для скороговорки предлагала разные «стишки». Для выработки фрикативного «г» у участников городских любительских ансамблей[2] Ольга Васильевна предлагала простодушную сельскую скороговорку: «Гришка, гад, подай гребёнку, гниды голову грызуть». Эффект достигался.

Целенаправленно обучением детей и приезжающих к ней в экспедицию студентов, собирателей, а также певцов фольклорных ансамблей, стремящихся к более глубокому постижению казачьей песни, Ольга Васильевна занялась в 1980-е годы. Важным направлением ее деятельности стали занятия с детьми в школе хутора Мещеряковского.

Способы обучения детей не многим отличались от занятий со взрослыми. Конечно, здесь следовало «облегчить» репертуар. Ольге Васильевне понадобилось превратиться на некоторое время в собирателя песен с целью записи немногочисленных календарных и игровых хороводных песен. Несомненным достоинством ее занятий, приведшим к достижению определенных результатов, было органичное сочетание пения, движения, игры на инструментах. Эти навыки прививались детям.

Сегодня эти уже взрослые ребята продолжают учебу в колледжах культуры и искусств, консерватории, поют в составе Мещеряковского хора. Таким образом, традиция этого певучего края, хотя и в ином виде, продолжается.



[1] См.: Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д, 2004. С. 317.

[2] Она ссылалась и на профессиональную певицу Н. Кадышеву, «неверно» твердо произносящую «г» («заиграють»). Полевая запись Т.С. Рудиченко в 2009 г.

Аудио

01 О.В. Пономарева показывает партию дишканта в песне «Ай, на вольных степях Саратова». Хутор Мрыховский Верхнедонского р-на Ростовской обл.
01 О.В. Пономарева показывает партию дишканта в песне «Ай, на вольных степях Саратова». Хутор Мрыховский Верхнедонского р-на Ростовской обл.
Место фиксации:
Ростовская область, Верхнедонской район, хутор Мрыховский
Год, собиратели:
2011 – И.И. Петрова
Место хранения:
Архив лаборатории народной музыки Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, 2011/VIII/2 124.Ай, на вольных степях (дишкант).WMA

Смотрите также