Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Песенная традиция села Фощеватово Волоконовского района Белгородской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Село Фощеватово появилось как слобода от порубежного острога Палатово, построенного в 1670 году на участке Белгородской оборонительной черты между городами Новый Оскол и Валуйки. Позже Палатовский острог был приписан к третьей оборонительной линии – Изюмской черте. Всё Приосколье находится в зоне чересполосного русско-украинского заселения, при этом Фощеватово создавалось как русское село. Русская и украинская традиции в целом достаточно обособлены, но в то же время украинский субстрат проявляется в традиционной одежде русских: в крое и декорировании рубах, в отсутствии домотканой поневы, в ношении жилетки.
Первое упоминание о селе Фощеватово относится к концу XVII века, а свое название оно получило от трудноискоренимых зарослей травы – хвоща.

В селе Фощеватово в 1970 году был образован фольклорный хор, куда вошли народные исполнители не только села Фощеватово, но и близлежащих деревень – Копаево, Старопузино, Новопузино, Подлес, Новосильск. Лидером и руководителем ансамбля стала Мария Стефановна Скуридина (1920–2002). Обладая великолепным высоким голосом, прекрасной музыкальной памятью и замечательными организаторскими способностями, она сумела не только собрать вокруг себя любителей старинных песен, но и добиться потрясающей спетости. В 1994 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

В 1970 году в село впервые приехала Анна Васильевна Руднева, известный фольклорист, профессор Московской государственной консерватории, организатор и руководитель огромного числа фольклорных экспедиций. По ее инициативе хор был приглашен в Москву, где народные исполнители записали свою первую пластинку.

Позже в этом селе работали и другие фольклористы Московской государственной консерватории: В.М. Щуров – автор книги «Песельники из села Фощеватова» об исполнителях и основателях знаменитого хора М.С. Скуридиной, Д.А. Гавшине, А.А. Беликовой, Д.Л. Шепиловой.

В 2000 году, уже на изломе былой славы, фощеватовские песни в исполнении местного хора были записаны и изданы Г.Я. Сысоевой. Невозможно перечислить всех, кто записывал фощеватовские песни, многие записи еще ждут своей публикации.

В системе песенных жанров Фощеватова центральное место занимают обрядовые свадебные и календарные песни, а также песни, приуроченные к определенным сезонам и видам крестьянских работ. Протяжных песен здесь немного, в основном они малораспевные. Выявлены разнообразные формы хоровых многоголосных страданий. Медленных хороводных песен на удивление мало, а вот плясовых, которые здесь называют «скоморошными», достаточно много.

Разнообразны по сюжетам и напевам величально-поздравительные песни зимнего святочного обхода дворов: это колядки под Рождество «Коляда, не перепелка», «Коляда, ишла по дорожке» (аудиопример 01); щедровки под Старый Новый год «Молодой Иванушка коня седлая», «Шел-прошел месяц»; посевальная на Старый Новый год «Ходя Илья на Василья». Поэтические тексты этих песен обязательно включают благопожелания: долголетия, хорошего урожая, приплода скота, женитьбы для молодых людей, рождения детей. Поздравителей-колядовщиков за такие благопожелания одаривали деньгами, конфетами, пряниками, пирожками, салом и проч. Скупых хозяев колядовщики корили, а это означало, что в семье в текущем году может не быть достатка и благополучия.

К календарно-обрядовым можно также отнести и песни, исполняющиеся на Кукушку. Этот обряд совершался на Вознесение (Взвесеньё), и его главным символом была кукушка – сделанная из кленовых листьев и украшенную лоскутами птица. Девочки и девушки ходили с ней по улицам села, посадив ее на кленовую ветку. Считалось, что в этот день кукушка в лесу умолкает, с ней надо проститься до следующей весны. Одна из функций этого сложного и многозначного обряда – чествование весны и девушек, вступающих в пору своего расцвета. Девушки менялись крестиками под песню «Кукушечка-любушечка» (аудиопример 03), после чего называли друг друга кумами (видеопример 03). Завершался обряд совместной трапезой с обязательной яичницей – символом жизни и обновления. Отметим, что обряды с кукушкой (крещение или похороны) характерны для всех сел белгородского Приосколья.

Большую роль в песенной системе играют песни-припевки, приуроченные к отдельным календарным датам и срокам. На масленицу исполняются припевки «Страдал я масляну святую». Приуроченные к прополке (на полотьё) сезонные песни-припевки поются на свой напев. Именно напевы выполняют магическую функцию и являются звуковыми маркерами поздневесеннего сезона. Один и тот же напев сочетается с несколькими текстами: «Ой, новая колясочка по полю бежит» (аудиопример 04), «Зашло солнце за оконце, за сад-виноград» (видеопример 01), «Ой, дождичек-поливальничек», «Ой, на том боке, на толоке» и др. Тексты могут быть как достаточно развернутыми и иметь развитый сюжет, так и короткими, одно- или двухстрофными. Некоторые тексты, немного их изменив, исполняли и на свадьбе, например, припевку «Ой, тара-та-тара» (аудиопример 12). Во время покоса пели припевки на другой политекстовый напев: это «Побывай, мой милый, на покосе» или «Побывай, Иванушка, у Марины» (аудиопример 05). Исполнялись все эти припевки чаще всего во время работы в поле в форме  перекличек между работающими женщинами.

Традиционный свадебный обряд в Фощеватово, как повсюду в южной России, насыщен песнями, разнообразными по своим напевам. Песни свадебного цикла могли либо иметь строгую приуроченность к определенным моментам обряда, либо исполняться в разные моменты свадебного действа. Точечно прикреплены песни, комментирующие и регламентирующие действия участников свадьбы. Например, при прощании невесты с подругами на девишнике исполняется песня «Перед сенями, сенями кукушка кукуя», при расплетании косы – «Затрубят наши трубушки», при выпечке каравая – «Наш каравай у печь пошел», во время отъезда невесты на венчание – «Да съехала Марьюшка со двора», при встрече молодых в доме жениха – «Сустрень, сустрень, мать-отец» и др. Причитания невесты звучали на девишнике и утром свадебного дня перед благословением родителей.

Большинство песен в фощеватовской свадьбе имеют величальные тексты, которыми обыгрывали жениха, невесту, других свадебных персонажей. Они звучали в разных обрядовых ситуациях в домах и невесты, и жениха, причем как до венчания, так и после него.

Особенная роль отводилась в свадьбе двуххорным песням, которые исполнялись, как правило, во время соединения двух родов, например, на пропое, при встрече у дома невесты свадебного поезда жениха, про встрече молодых после венчания у дома жениха. При этом одна группа исполнителей начинала и рассказывала песню, а другая вступала позже и лелёкала (аудиопримеры 08, 09). Для двуххорного пения используются сходные версии одного напева, на который исполняются разные поэтические тексты: «Да не дело было, ой, Марьюшка, не дело», «Дай чей-то конь по улице шурмуя», «Ой, при поле, при долине стоял куст калины».

Плясовые песни в селе Фощеватово и прилегающих к нему деревнях называют «скоморошными». Коллективная пляска не очень характерна для местной традиции и довольно сдержанна по движениям. Поэтому в плясовых песнях – «У куме была» (аудиопример 16), «Во горенке, во новой» и др. – как правило, песенное лирическое начало доминирует над стихией пляски, что контрастирует с соседней традицией воронежско-белгородского пограничья, где главной хореографической формой является энергичная пляска пересек. Фощеватовцы один и тот же текст, например, «Не будите, меня, молодую», могут исполнить на свой, фощеватовский, мотив – умеренно быстро и на афанасьевский мотив (напев села Афанасьевка Алексеевского района) – под пересек. Среди <em>скоморошных</em> песен довольно много текстов в структуре «Камаринской»: «Ой, ниточка тоненькая», «А где это видано, а где это слыхано», «У нас нынче худые времена», «По блюдничку, блюдничку» (аудиопример 10) и др.

В системе традиционных песенных жанров села Фощеватово протяжные песни занимают периферийное положение. Они отличаются сравнительно малой распетостью текстов: не имеют больших слоговых распевов, больших мелодических вставок, дополнительных построений. Как правило, местные протяжные песни исполняются в позднетрадиционной стилистике: для них характерны широкообъемные звукоряды, двухголосная фактура с октавными узлами в каденциях. Партию верхнего голоса исполняет один человек, нижняя партия представлена гетерофонным пучком голосов. Именно в такой фактуре исполняются песни «По над садом-садом дорожка лежала» (аудиопример 15), «Темная невидная была ночушка», «Да шла бабенка долиною».

Одним из самых ярких местных жанров являются хоровые многоголосные страдания, представленные разнообразными версиями: «Куда пошел, Егорушка», «Да подумаю, да погадаю», «Ой, гляну, гляну на свекровью» (аудиопример № 17), « Да как я думаю да про бывнóе».

Большое распространение в традиции имели балалайки. В прежние времена в селе были мастера, их изготавливающие, существовали и балалаечные ансамбли. Под их разнообразные наигрыши – «Барыню», «Семеновну», «Подружку», «Матаню», «Саратова» и местную «Дусю» – исполнялись припевки и страдания (видеопримеры 04, 05).

Фощеватовский хор в прежние времена с огромным успехом выступал в Москве, Ленинграде, Харькове, Суздале, Воронеже, Белгороде и других городах, о нем были сняты документальные фильмы «Песни села Фощеватово» (1975, режиссер Ф. Слидовкер), «Избяные песни» (1993, режиссер Н. Ряполов), выпущены книги, статьи и пластинки. В 1999 году коллектив возглавила Ирина Николаевна Шипилова, а в 2009 году – Людмила Ивановна Максименко. В настоящее время ансамбль имеет название «Русская глубинка». К сожалению, значительная часть прежнего репертуара фощеватовского хора современным коллективом уже не исполняется.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Колядка «Коледа, пошла по дорожке» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

02 Масленичные припевки «Страдал я масляну святую» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

03 Календарная обрядовая песня «Кукушечка, любушечка» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

04 Припевки на календарный (весенний) напев «Ой, новая колясочка по полю бежит» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

05 Календарная песня «Побывай, Иванушка, на покосе» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

06 Лирическая постовая песня «Да на Ердане» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

07 Лирическая протяжная песня «Ой, калинушка, малинушка, лазоревый цвет» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

08 Свадебная (двуххорная) песня «Да не дело было, ой, Марьюшка, не дело» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

09 Свадебная (двуххорная) песня «Ой, чей то конь по улице проехал» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

10 Свадебная песня «По блюднечку, блюднечку» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

11 Свадебная песня «Спасибо хозяину» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

12 Свадебная песня «Ой, тара, тара, тара, нам домой пора» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

13 Протяжная песня «По-над садом-садом дорожка лежала» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

14 Протяжная песня «Груша, ты моя зеленая» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

15 Протяжная песня «Сидела Катюшенка поздно вечером одна» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

16 Плясовая (скоморошная) песня «Я в куме была» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

17 Хоровые страдания «Гляну, гляну на свекровью» в исполнении фольклорного хора с. Фощеватово Волоконовского р-на Белгородской обл. Правовая информация

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Закрытие летнего сезона «Военные оркестры в парках».

Подробнее

О мероприятиях регионов — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть