Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Антракт и пляска сенных девушек из оперы «Воевода»

Автограф партитуры Антракта и пляски сенных девушек представляет собой самую раннюю часть партитуры «Воеводы». Он был создан тогда, когда работа над остальным текстом оперы ещё продолжалась в эскизах. Оркестровая партитура Антракта и пляски могла быть написана в период вынужденного творческого простоя: часть либретто, присланная Островским в июне 1867 года, уже была положена на музыку, и композитор находился в ожидании новой порции текста.

По автографу партитуры пьеса была впервые исполнена во Втором симфоническом собрании Русского музыкального общества в Москве 2 декабря 1867 года под управлением Н. Г. Рубинштейна. 19 февраля 1868 в Большом театре, вероятно, по нему же дирижировал и сам Чайковский, участвуя в концерте в пользу пострадавших от неурожая. В связи с этими исполнениями в рукописи могли быть сделаны дирижёрские пометы, авторство которых не удаётся достоверно определить. Выступление Чайковского на февральском концерте 1868 хорошо известно по описанию в «Воспоминаниях о П. И. Чайковском» Н. Д. Кашкина: «<...> он совершенно растерялся: он шел между местами оркестра, помещавшегося на сцене, как-то пригибаясь, точно старался спрятаться, и когда наконец дошел до капельмейстерского места, то имел вид человека, находящегося в отчаянном положении. Он совершенно забыл свое сочинение, ничего не видел в партитуре и подавал знаки вступления инструментам не там, где это было действительно нужно; <...> Петр Ильич после говорил мне, что от боязни ему казалось, будто голова у него не держится прямо, а все гнется набок, и все время он делал только усилия удержать ее» (Н.Д Кашкин. Воспоминания о П.И. Чайковском. М.: Музгиз, 1954. С. 51).

К премьере «Воеводы» 30 января 1869 года автограф Антракта и пляски сенных девушек был включён Чайковским в партитуру второго действия «Воеводы», а перед уничтожением рукописи оперы в 1871 году изъят из неё. Дальнейшее его бытование не прослеживается по известным документам до 1916–1917, когда автограф Антракта и пляски был занесен в книгу поступлений Музея Московской консерватории. До этого момента рукопись находилась в библиотеке Московской консерватории, на что указывают соответствующие печати, но когда именно поступила туда — пока неизвестно.

А.В. Комаров

Фото

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Телониус Монк

Прямая трансляция 22 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события выходных.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Зрители смогут увидеть 200 фильмов из 60 стран мира.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть