Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Пиковая дама. Опера в 3-х действиях, 7-ми картинах

Эпизод создания оперы «Пиковая дама» вошел в историю музыки как пример исключительно интенсивной творческой работы. Опера была завершена в эскизах за 44 дня — с 19/31 января по 3/15 марта 1890. На следующий же день после окончания эскизов Чайковский приступил к работе над переложением сочинения для пения и фортепиано. Оно было сделано также беспрецедентно быстро: клавир оперы был написан за три недели, с 4/16 марта по 24 марта / 5 апреля 1890. Чайковский очень торопился закончить работу пораньше, чтобы артисты Мариинского театра как можно скорее получили нотный материал для разучивания нового сочинения к премьерному исполнению, намеченному на сезон 1890/1891. 28 февраля / 12 марта 1890 года Чайковский написал Юргенсону: «Оперу я через 3 дня кончу. Буду теперь делать клавираусцуг, ибо он прежде всего нужен для певцов и для хора. Спрашивается, посылать ли мне клавираусцуг в театр, где его с нетерпением ждут и снимут несколько копий, или же по действиям посылать прямо к тебе, с тем, чтобы немедленно стали гравировать?» (Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: В 2-х т. — Т. 2: 1886–1893 / Составление и научная редакция П.Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013. С. 246). Получив письмо спустя неделю, 7 марта издатель сразу телеграфировал «Prischli operu grawirowat» (Там же. С. 252), а в письме от того же числа обосновал свое предложение: «<...> мы награвируем скорее переписки; задерживает нас только корректура. Затем в 10 переписанных клавирах в каждой копии будут свои ошибки, а в печатном если есть ошибки, то во всех экземплярах одинаковые» (Там же. С. 253). Аргументация Юргенсона убедила Чайковского, и, для ускорения издательского процесса, он принял решение отдавать клавир в гравировку частями, не дожидаясь завершения всей работы (Там же. С. 247). По-видимому, этим обстоятельством вызвана отдельная нумерация страниц в автографе переложения всех действий. Клавиры каждого из трех актов композитор сразу по их окончании высылал из Флоренции в Москву. Таким образом, у Юргенсона собралась полная рукопись авторского переложения «Пиковой дамы», которая была использована при гравировке печатного издания. Клавир оперы увидел свет в июне 1890 года (ц.р. 2 июня 1890 года).
Автограф переложения «Пиковой дамы» содержит первое полное композиционно выстроенное изложение музыкального материала оперы, что представляет особый интерес в свете дальнейшей истории текста этого произведения. В ходе инструментовки, в процессе подготовки первого и второго издания переложения в 1890 году, во время репетиций к первому исполнению в Мариинском театре 7 декабря 1890, Чайковский во многом изменил текст оперы. Эти поправки не нашли отражения в настоящем автографе, так как делались при написании оркестровой партитуры и в печатных экземплярах клавира.

А.В. Комаров

Фото

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть