Пилигримы поневоле

Громкая премьера «Федры» откроет долгожданную сцену. Театр Романа Виктюка из «гастрольной команды» превратится в репертуарный.
Как говорят сами актеры, у них наконец появится «дом». Дом культуры имени Русакова на Стромынке — памятник советского авангарда, построенный в 1929 году по проекту Константина Мельникова. Он еще в 1996 году достался Театру Романа Виктюка
. Но ожидание капитальной реставрации затянулось на 16 лет.
«Долгие годы театр был в запустении. Текла крыша. Дождь, холод, ветер, а мы продолжали репетировать великую драматургию мира и согревали нашей энергией эти стены», — поделился Роман Виктюк. Теперь талант обрел дом.
«Мой зритель — это эмоциональное меньшинство, люди, которые видят сердцем. Приходят с открытым любящим сердцем и со сцены получают такую же энергетику света и сердца. Так образуется купол. И в нем организмы зрителей и артистов взаимодействуют и начинают светиться. И в конце каждого спектакля зрители аплодируют прежде всего себе — за то что в них есть потребность любить. Но важнее всего то, что они умеют любить… Мой театр открыт для всех. Все двери открыты. Пусть бабочки влетают, если они умны и умеют чувствовать. И тогда они должны раствориться в ярком мире. Потому что крылья — это не признак падения, это признак полета».
Роман Виктюк
Его театр рассчитан на непосредственные эмоции и ощущения. Непохожий на других Роман Виктюк умеет восхищаться этим качеством в своих актерах, повторяя: «Мне нужны люди светлые, которые выходят на сцену ради самореализации, а не ради заработка или карьеры».
Неслучайно театральную обитель Романа Виктюка откроет именно «Федра» по поэме Марины Цветаевой. Одноименный спектакль с Аллой Демидовой в главной роли режиссер ставил в Театре на Таганке
 — постановка ныне считается классикой 80-х годов.
Уникальность новой «Федры» в возможности услышать голос оперной певицы Елены Образцовой. Два года назад был записан телеспектакль «Роман Виктюк ищет Федру», в котором главная героиня предстала в различных жанрах искусства — драматическом, балетном, оперном. В роли Федры одновременно актриса Ирина Апексимова, прима-балерина Галина Степаненко и Елена Образцова.
«Это реминисценция великого спектакля, но у нас будет новая версия, в ней будет совсем другая энергетика, тексту Цветаевой и самим себе мы задаем новые вопросы, — рассказал исполнитель главной роли Дмитрий Бозин. — Мы иначе рассматриваем саму историю Марины Цветаевой, потому что, когда в 80-е ставился тот спектакль, еще были живы ее сверстники и в зале сидели люди, которые могли лично воспринять одиночество поэта, трагедию человека, отлученного от мира. Выбор этого человека в пользу виселицы и выбор Федры в пользу виселицы стал абсолютно личностным. И был ответом тому времени и обществу, которое отторгло Цветаеву. Сейчас, конечно, история другая. И я в первую очередь задаю вопрос тому демону, который владел Цветаевой, который владел Федрой, который вынудил их отказаться от мира людей. Демону, захватившему их и не пощадившему. Сейчас любой из нас, кто решится на диалог с таким существом, тоже пусть не ждет пощады. И об этом я хотел бы поговорить со сцены. С одной стороны, нет тебе пощады, но, с другой стороны, хочешь ли ты прожить без этого диалога?»
В центре сюжета — героиня, пытающаяся победить в себе страсть к пасынку Ипполиту.
«Спектакль «Федра» напоминает мне полотно крупной формы, подобное картинам Брюллова
или Иванова. Цветаева создала удивительное произведение искусства, которое дает пищу для ума и духа, а Роман Григорьевич с нашей помощью добавил к нему пищу для глаза и уха».
Игорь Неведров, исполнитель роли Ипполита
Вероятно, что в день знаковой премьеры зритель увидит совсем другую «Федру», непохожую на предпремьерный показ. Актер Александр Дзюба, исполняющий роль Тезея, рассказал, что каждый раз спектакль будет создаваться по-новому: это будет эксперимент.
В преддверии открытия новой сцены московскому зрителю представят традиционный театральный марафон — антологию лучших спектаклей Романа Виктюка. В течение трех недель на сцене МТЮЗа
можно будет увидеть самые яркие одиннадцать постановок мэтра. В их числе «Служанки», «Саломея», «Несравненная!», «Мастер и Маргарита», «Последняя любовь Дон Жуана», «Нездешний сад», «R& J: Ромео и Джульетта», «Коварство и любовь», «В начале и в конце времен».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна