Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Исчезающие народы России. Чулымцы


С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур.

Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.

Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Чулымцы в Томской области


Коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность – 365 человек (по переписи 2010 года). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.

Как сказал в интервью корреспонденту «Вечернего Красноярска» председатель общины «Чулым» Александр Кандияков: «Официально власть нас признала 5 марта 2001 года. И в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами». До этого чулымцев причисляли к хакасам. До сих пор, как пишут в своем исследовании Е.Ю. Кошелева и Л.В. Романова, «некоторая часть чулымцев продолжает идентифицировать себя с хакасами… однако большая часть, особенно дети из двуязычных семей, определяют себя как русские».


Коренной чулымец Василий Габов сегодня в Тегульдетском районе единственный, кто еще помнит родной язык. Чулымский язык – бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, использовали лишь в быту. Василий Михайлович мечтает открыть собственную школу и учить чулымскому всех желающих, но пока, кроме лингвистов, в сохранении языка никто не заинтересован, поэтому Габов обучает сыновей и внуков. Он старается понять значение исторических артефактов, хранящихся в Тегульдетском районном музее, записывает на кириллице стихи и рассказы. Недавно Василий Михайлович занялся составлением летописи чулымского народа. Его вторая, чулымская фамилия – Тарлаганов, что в переводе означает «кто таскал на себе мешок». По его словам, род получал фамилию, связанную с характером занятий своего предка.

Чулымский этнос сложился в результате смешения тюркских групп еще в XVII–XVIII веках. Народность берет свое начало от древних кыпчатских и уйгурских племен, впоследствии была ассимилирована хакасами и русскими.

Летом древние чулымцы на обласках (небольших лодках, выдолбленных из ствола осины или тополя) занимались – рыболовством. В зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища. К XX веку развили пушное направление в торговле. Чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение собирательству лечебных трав и ягод. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.

Традиционные поселки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги. В еде отдавали предпочтение мясу и вяленой рыбе.

Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Наряду с именами, данными при крещении, детей называли и «по-своему». Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Изначально было распространено поклонение духам – родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин – в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.


Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности.

Чулымцы бережно относятся к природе и имеют даже собственную разработку в отношении всевозможных природоохранных мер,стараются правильно утилизировать все, что может нанести вред окружающей среде. Специальный «экомобиль» принимает у жителей района отслужившую бытовую технику, сгоревшие лампочки и пр.

В Пасечном ежегодно проводится чулымский осенний праздник «Тумпайрам». По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Заправляет торжеством чулымский рыбак Александр Федорович Кондияков. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат. Наряду с мужчинами соревнуются и женщины. Однако по большей части чулымцы утратили истоки, забыли свои обычаи, облик национального костюма, теперь его заменяют вариантами хакасского или просто стилизацией. Представления на празднествах – в основном современные интерпретации почти утраченных традиций.

В последние годы историческое самосознание чулымцев начало пробуждаться. Люди стали вспоминать, изучать и пытаться сохранить свои традиции. Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играет целевая программа, принятая Законодательным собранием Красноярского края в 2005 году, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 19 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

От Барокко до XX века

Прямая трансляция 19 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я пришёл к вам со стихами»

Прямая трансляция 19 ноября, в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Александр Соловьев

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Ансамбль неаполитанских инструментов «Серенада»

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Посвящение Мастеру. «Необъятный Рязанов». Юбилейный концерт в день рождения. Кино. Музыка. Слово

Прямая трансляция 17 ноября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Музыка из кинофильмов и мюзиклов

Прямая трансляция 17 ноября, в 20:00. Кафедральный собор св. Петра и Павла

«Парад планет». «Созвучия созвездий»

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

От трубадуров до барокко

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

И. С. Бах — Магнификат В. А. Моцарт — Реквием

Фотовыставка Istanbul Photo Awards 2017, лекции о средневековой Руси и закрытие фестиваля «CONTEXT. Diana Vishneva».

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Бренд «Библиотека нового поколения» презентовало агентство BBDO.

Подробнее

Зрителей ждут мировые и российские музыкальные премьеры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть