Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

«Территория»

На экраны вышел фильм «Территория» – экранизация одноименного романа Олега Куваева, вышедшего в 1975 году. Сам Куваев – геолог, геофизик и писатель. Роман, основанный на личном опыте писателя, был переведен на 15 языков, и выдержал 30 изданий, последнее из которых было приурочено к выходу фильма.
«Название Территории, даже само решение попасть туда, служит гарантией приключений. Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды, страна унтов, меховых костюмов, пург, собачьих упряжек, морозов, бешеных заработков, героизма – олицетворение жизни, которой вы, вполне вероятно, хотели бы жить, если бы не заела проклятая обыденка. Во всяком случае, вы мечтали об этом в юности».

Олег Куваев (1934–1975)



О романе:

«Я прочел роман, когда он только появился. Тогда не было возможности снимать, я не занимался режиссурой, да и технически этот проект осуществить было сложно. Если бы я начал снимать фильм раньше, то процесс работы был бы тот же, но, в любом случае, в каждый момент жизни ты по-своему видишь предмет художественного исследования, все-таки возраст, все-таки опыт. То, что я делаю сегодня, должно быть ко времени.
Эта экранизация была важной для меня. Конечно, по пути возникали волевые установки, необходимо было сделать техническую работу, мы старались сделать ее правильно, с теми ресурсами и людьми, которые были в данный момент привлечены к проекту».

О съемках:

«Как говорит один из наших героев: «То не было погоды, то не было самолета». Всегда мы живем в реальных обстоятельствах, и они диктуют свои правила. Мы организовывали сложные экспедиции, и нам нужны были и деньги, и время. Казалось, что это можно сделать гораздо быстрее, но на деле вышло наоборот. Но мы ни на минуту не останавливались, все время работали, так что картина сделана в реальные сроки».

Александр Мельник, режиссер



«Самое яркое воспоминание – это когда я должен был идти очень высоко, по хребту между двумя скалами. А вокруг летал вертолет с оператором, который снимал. Ну, во-первых, я потом только подумал, что меня легко могло сдуть. Но главное – хотя я понимал, что вертолет рядом, – это ощущение абсолютного одиночества. Когда ты один, ничем не прикрытый. На хребте. Это заставляет о многом задуматься».

Константин Лавроненко, исполнитель роли Ильи Чинкова



«В фильме снимались всего три женщины: Ксения Кутепова (журналистка Сергушова), Ольга Красько (Люда Голливуд) и актриса Якутского драматического театра Тамара Обутова (Тамара). «Женщины в нашем кино – это настроение той эпохи. Без них не может быть этого геологического романса».

Егор Бероев, исполнитель роли Владимира Монголова



«Все свое детство я провела в походах на Кавказе и в Туркмении. Ходила с тяжеленным рюкзаком за плечами и карабкалась по очень опасным склонам со специальным оборудованием. Поэтому меня было сложно чем-то напугать. На съемках «Территории» мне не было страшно или непривычно, наоборот, все казалось слишком цивилизованным и красивым даже в тех условиях, которые были. Рядом были потрясающие мужчины – и из нашей съемочной группы, и из команды МЧС, – которые проявляли чудеса галантности, поэтому страшно не было. Вероятность того, что я когда-нибудь попаду в такую же романтику, практически нулевая. И там, где была я, вряд ли кто-то еще побывает. Этим работа в «Территории» и прекрасна».

Ольга Красько, исполнительница роли Люды Голливуд



Литературный критик и писатель, лауреат «Большой книги» Павел Басинский (рецензия на фильм «Территория», опубликованная в «Российской газете») :

«Зря вы насчет героики. Это не героика, а несправедливость. Работа наша легче работы любого колхозника. Денег мы получаем в несколько раз больше. Я за месяц получаю столько, сколько мать получала за полгода. Справедливо? Еще вдобавок про нас песни поют, книжки пишут, по радио говорят».

Эти слова принадлежат герою культового романа Олега Куваева «Территория», написанного в 1973 году, за два года до смерти автора. В «Википедии» о нем говорится так: «советский геолог, писатель». В такой именно последовательности. Действительно, профессиональной родиной Олега Куваева была геология. Притом что отношения с ней складывались у него непросто.

Он родился на железнодорожной станции Поназырево Костромской области (отец по профессии – телеграфист, арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», но чудом избежал лагерей; мать – учительница начальной школы). В 1958 году окончил Московский геологоразведочный институт, за годы учебы побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. Будучи студентом-дипломником, попал на Чукотку, работал в районах бухт Провидения и Преображения (названия чего стоят!). Добился распределения на Чукотку и три года проработал начальником партии в поселке Певек на берегу Чаунской губы. По-видимому, Певек и стал источником собирательного образа Поселка в романе «Территория». Вообще об источниках и прототипах романа много спорили. Автору приходило множество писем от людей, которые узнавали себя и своих товарищей в его героях. Что-то подобное было с книгой Владимира Богомолова «В августе 44-го». И это верный признак не только достоверности литературного произведения, но и его, если можно так выразиться, Большой Правды, то есть правды не какой-нибудь частной жизни, но жизни огромной страны. С этой точки зрения Куваев был, конечно, в самом хорошем смысле слова советским писателем. Сегодня подобные произведения, наверное, уже невозможны.

На днях на широкий экран вышел фильм Александра Мельника по роману Куваева «Территория» с Константином Лавроненко и Егором Бероевым в главных ролях. В «Российской газете» его показали еще в феврале, и тогда Юрий Лепский писал: «Если бы плотность населения в Москве была такая же, как плотность населения в куваевской «Территории», то в пределах Садового кольца проживали бы тридцать семь человек».

Это многое говорит о той стране, «которую мы потеряли» и о которой сейчас ностальгируем часто совсем не по делу. Но в чем, безусловно, была восхитительная особенность этой потерянной страны, так это в свободе передвижения. «Мы жили в стране гигантских пространств, где однажды можно было плюнуть на все и просто уехать из своей Москвы или Урюпинска на Север, на восток, на северо-восток. Так, кстати, поступали многие и до выхода романа Куваева, а уж после выхода!..» – пишет Юрий Лепский.

Что было после выхода романа, знаю по своему личному опыту. Когда я учился в Саратовском государственном университете на филолога, то по счастливому выбору судьбы жить в общежитии мне пришлось с геологами. Пожалуй, это было лучшее время в моей жизни. Во всяком случае, это был самый интересный круг общения. Образ геолога я бы обрисовал так: это романтик, способный руководить бичами. И хотя у геологов принято открещиваться от романтического представления о своей профессии, романтиками они были и романтиками, надеюсь, остаются.

Так вот: очень многие из этих скептических романтиков пришли в профессию благодаря роману Олега Куваева. Они любили этот роман самозабвенно. Собственно, поэтому и я его прочитал. И, прочитав, чуть не пожалел о выборе своего ремесла.

Что-то в этом романе было магическое. Что-то магическое было в его названии – «Территория». И уж конечно, немаловажную роль играло то, что герои романа искали золото. Как герои Джека Лондона. В то же время как-то совсем иначе. Для героев Джека Лондона найти золото было символом начала новой жизни, во всяком случае – мечтой о новой жизни. Для героев Олега Куваева это и была сама жизнь. Золото принадлежало государству, а Территория была исключительно их личным пространством. Пространством свободы выбора. Отсюда было просто уехать. Здесь тебя никто не держал. Сюда тебя никто не звал. Добиться славы, какой-нибудь там Государственной премии, можно было не раньше, чем после двух инфарктов. На которые не нужно было обращать внимания.

Поразивший меня смысл романа был не в том, что человек дороже золота. Это банальная мысль. Поразивший меня смысл заключался в том, что в жизни есть ценности, которые дороже человеческой жизни. Герои Олега Куваева не любили говорить об этих ценностях, но они знали о них.


Фильм Александра Мельника – уже вторая экранизация знаменитого романа; первая была в 1978 году (режиссер Александр Сурин). Сегодня фильм вызывает сложные чувства. Он и прекрасен в своей красоте, прежде всего человеческой, а уже потом – красоте природы. И в то же время о нем не скажешь: вот фильм, который мы ждали! Кто ждал? Где эти ребята, которые носили свитера грубой ручной вязки изящнее, чем носят смокинги? И кому сегодня принадлежит Территория?

Но в этой необязательности фильма есть своя прелесть. Его смотришь как факт чистого искусства. Даже его затянутость не раздражает. Не раздражает и отсутствие ощущения реального времени. Герои Олега Куваева искали золото для страны, разрушенной страшной войной. Грубо говоря, «Сталин дал приказ».

Все-таки, когда я вышел из кинотеатра, мне было удивительно хорошо на душе. Словно ее чистой водой омыли...



​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть