«Манифеста» Пиотровского

«Инновация», которая в этом году отмечает свой 10-летний юбилей, — одна из важнейших российских арт-премий в области современного искусства.
Конкурс и премия «Инновация» были учреждены в 2005 году по инициативе Государственного центра современного искусства, когда стало понятно, что искусство-то в стране уже есть, а значимого критерия его оценки нет.
Поэтому главной задачей конкурса стала поддержка деятелей культуры, работающих в области современного визуального искусства, а также выявление основных творческих достижений и привлечение к ним внимания широких масс.
Эрмитаж — за актуальное искусство
В этом году премия во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России» досталась директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому.
Именно под его руководством главный классический музей Петербурга в последние годы превратился в Мекку актуального искусства. С 2007 года при музее стало развиваться направление работы с современным искусством, итогом которого стал проект «Эрмитаж 20/21». В его рамках были проведены выставки крупнейших российских и зарубежных современных художников, таких как Илья Кабаков, Тимур Новиков, Дмитрий Пригов, Билл Виола, Энтони Гормли, Вим Дельвуа, Аниш Капур и другие. В 2014 году, юбилейном для Эрмитажа, который отметил свое 250-летие, была завершена реставрация здания Главного штаба. В нем разместились экспозиции искусства XIX–XXI веков.
Летом прошлого года в залах Эрмитажа
был представлен основной проект Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», что стало беспрецедентным примером творческого диалога между актуальной и классической культурой.
Мы не просто делаем «Манифесту» в интерьерах Зимнего дворца, а выстраиваем некий диалог, тем самым заставляя людей идти и смотреть. Одни смотрят с интересом, другие плюются, но все-таки смотрят, потому что мы заставляем об этом думать.
Знаковой стала и выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», открывшаяся в Эрмитаже в декабре прошлого года.
Пиотровский не устает напоминать, что у искусства своя территория, на которой можно делать то, чего нельзя делать на улице. «В музее писсуар Дюшана — искусство, в сортире он снова становится писсуаром. С другой стороны, всякое искусство является современным, нет разницы между искусством современным и классическим».
Для Пиотровского, возглавляющего Эрмитаж с 1992 года, эта награда будет достойным дополнением к послужному списку: он лауреат многих российских и международных государственных наград, в том числе ордена Почета (Россия, 1997), ордена Почетного легиона, ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» и других.
Кроме того, в другой внеконкурсной номинации — «За творческий вклад в развитие современного искусства» — премия будет вручена художнику Андрею Монастырскому.
Кто претендует на «Инновацию»
Произведения номинантов можно увидеть на выставке в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) и пространстве «ЦУМ Art Foundation» в Москве до 3 мая 2015 года. Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоится 21 апреля 2015 года в Гостином Дворе.
В этом году премия вручается в традиционных пяти номинациях, в каждой — по пять претендентов. Всего же поступило 300 заявок, это чуть меньше, чем в прошлом году.
В категории «Произведение визуального искусства» представлены несколько проектов. «1, 4… 19» арт-проекта «Куда бегут собаки» — исследование жизни мышей в безвыходном лабиринте, «Исключенные: В момент опасности» коллектива «Что делать» — политическое видео, где группа молодых людей, изящно танцуя, разоблачает враждебный мир. «Пояс Афродиты» Вики Бегальской, Александра Вилкина — кукольный спектакль, основанный на признаниях секс-работниц. «Припев» Ирины Кориной — комната со следами закончившегося праздника, а «Спартак: Times New Roman» Хаима Сокола — необалет под музыку Хачатуряна, в котором гастарбайтеры разыгрывают на большом экране сцены из римской истории.
За приз в номинации «Кураторский проект» поспорят Анна Романова («Острова Юрия Соболева» — исследование роли в искусстве графика и дизайнера Соболева), «Паша 183: Наше дело подвиг!» (Полина Борисова и Кирилл «Кто» Лебедев организовали ретроспективу безвременно погибшего уличного художника Паши 183), «Перформанс в России: Картография истории» (Юлия Аксенова, Александра Обухова), «Пионеры звука» (Андрей Смирнов), «Сигнал» (Петр Белый, Александр Теребенин).
В «Новой генерации» основными претендентами критики называют Евгения Гранильщикова, в позапрошлом году получившего престижную премию Кандинского, и Леру Лернер, номинированную за первый проект «Город перемещенных лиц».
Как показывает история премии, результаты голосования могут быть совершенно непредсказуемыми.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна