Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Презентация будущей Галереи старых мастеров

Именно так можно охарактеризовать выставку, которая открылась в Итальянском дворике Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина.


В экспозиции представлены шедевры испанских, немецких и австрийских живописцев XVII – начала XIX века из запасников музея. Это небольшая зарисовка к тому, что будет находиться в Галерее искусства старых мастеров, которая расположится в 2019 году в здании особняка Вяземских – Долгоруковых, входящего в комплекс будущего Музейного городка на Волхонке.

Выставку назвали «Новая жизнь старых мастеров», предвкушая не только будущее галереи, но и желая заинтриговать зрителя. Коллекция, большая часть которой хранится в фондах, – это национализированные после революции картины, переданные в дар или перемещенные после Великой Отечественной войны в результате победы над фашистской Германией. Нельзя сказать, что их никогда прежде не вынимали на свет божий. Безусловно, в разное время эти работы можно было видеть на тематических выставках. После реставрации особняка Вяземских – Долгоруких в Малом Знаменском переулке шедевры, которым ранее не нашлось места в залах музея, обретут постоянный дом.

«Благославляющий младенец Христос» Франсиско де Сурбаран


Строго говоря, Главное здание Пушкинского, задуманное Иваном Цветаевым и архитектором Романом Клейном как учебный музей слепков для будущих искусствоведов и художников, изначально не предполагало никакой живописной экспозиции, кроме разве что итальянских ретабло и древнеегипетских памятников. Время вносило свои коррективы, и музейщики крутились как могли: одни произведения навсегда убирали в хранилища ради показа других, не менее достойных. Последняя крупная реэкспозиция западноевропейского искусства произошла несколько лет назад, когда живопись XIX–ХХ веков перевезли в отдельное здание.

Однако в высвободившемся пространстве разместили представителей итальянской, французской, голландской, фламандской и нидерландской школ, а «испанцам и немцам здесь опять-таки не хватило места, – посетовал заведующий Отделом искусства старых мастеров Вадим Садков. – Испанские картины традиционно и, я считаю, совершенно неправильно, пребывали в музее в качестве каких-то гостевых картин среди итальянского барокко. А немецкая живопись XVII–XVIII веков в экспозиции музея отсутствует вообще. Поэтому очень важно показать те разделы, которые сейчас в постоянной экспозиции не представлены». «Эта выставка – результат глубокого осмысления того материала, который имеется в музейном собрании», – резюмировал профессор Садков.

«Притча о пришедшем на пир в дурной одежде». Иоганн Георг Платцер. 1737

На открывшейся выставке можно увидеть одновременно пять полотен кисти Бартоломе Эстебана Мурильо – испанского живописца XVII столетия, который до середины XIX века считался чуть ли не единственным мастером, которого знала вся Европа. (Увлечение Веласкесом, оказывается, началось позже.) Так, его полотна «Святая Екатерина Александрийская» и «Иосиф с младенцем Христом» являют нам одного и того же художника в совершенно разных ипостасях. Святая, хоть и написана чуть прозаически, все же озарена божественным светом и представлена зрителю возвышенно-одухотворенной. «Иосиф с младенцем Христом» – это почти что семейный портрет, интимный и трогательный, если бы не свечение вокруг головы маленького Иисуса, объясняющее нам его божественную природу.

«Святой Онуфрий-Пустынник» Хусепе де Рибера, написан в лучших традициях последователей Караваджо, когда из глубокого темного фона яркий луч света выхватывает и буквально приковывает взгляд зрителя к фигуре святого отшельника. Совсем по-другому пишет свою небольшую по формату картину «Благословляющий младенец Христос» Франсиско де Сурбаран, воплощая перед нами светлый и теплый образ, в лучших традициях Рафаэля. Есть в испанской коллекции «Иоанн Креститель» Эль Греко и натюрморты Антонио Переды.

«Автопортрет с музами». Ангелика Мария Анна Катарина Кауфман. 1792

Немецкие и австрийские живописцы, представленные на выставке, испытывали в XVIII веке серьезное влияние фламандской школы. О чем свидетельствуют сюжетные композиции, виртуозно исполненные, с тщательнейшим образом выписанными деталями пейзажа, костюмами персонажей и элементами натюрморта, заставляя разглядывать картины, отыскивая все новые и новые подробности. Таковы «Рынок на берегу реки» Иогана Хартмана «Галантное общество в парке» Штефана Кесслера и «Пейзаж со стадом» Якоба Хаккерта. Среди этих мужских имен в экспозиции есть и женское имя – Ангелики Кауфман – яркой представительницы немецкого неоклассицизма. Одаренная художница была не менее талантлива в музыке. Ее «Автопортрет с музами» исполнен в лучших традициях итальянской живописи. Ангелика изобразила себя между двух Аллегорий – музыки и живописи. О том, какой из двух муз она отдала предпочтение, догадаться нетрудно. Небольшие жанровые сценки «Обманутый муж» Георга Крауса и «Мыльные пузыри» Христиана Эрнста (обе написаны во второй половине XVIII века) – предвестники немецкого бидермейера, который возникнет в начале XIX столетия в эпоху романтизма.

Кураторы выставки показали лишь малую толику того, чем владеет музей. Сейчас в постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина находится 457 картин старых мастеров, а в новом здании их будет в два раза больше – 926. Появится возможность разместить крупноформатные полотна и показать ведущих мастеров не точечно, а в окружении современников других школ, что позволит изменить общее восприятие коллекции. О том, как это будет представлено в будущей Галерее, можно увидеть на электронных информационных экранах, которые также рассказывают историю особняка Вяземских – Долгоруких, в котором уже ведутся реставрационные работы.

Так выглядит здание усадьбы сегодня

Как и прочие здания будущего Музейного городка, особняк в Малом Знаменском переулке является объектом культурного наследия. Поэтому главной задачей станет не только его приспособление под музейную экспозицию, но восстановление и сохранение исторического облика усадьбы. Как рассказала Татьяна Беляева, куратор реставрации и реконструкции, в результате работ на объекте историков и музейщиков ожидал сюрприз: «Под толстым слоем штукатурки оказалось большое количество фрагментов фасада XVII века. Это действительно большое событие. Потому что жилым зданиям не везло, их часто переделывали. В данном случае его совершенно беспощадно переделали в конце XVIII века, перед приездом Екатерины II. Но на западном фасаде сохранились барочные наличники, которые очень похожи на детали Красных палат, что находятся здесь неподалеку в доме Юшкова. Поэтому можно достаточно убедительно идентифицировать постройку и даже предположить, что строили те же мастера. Теперь мы сможем видеть строительную историю здания, каким оно было в начале, в середине и в конце».

Вид будущей Галереи Старых мастеров с высоты птичьего полета. Архитектурная мастерская Николая Лызлова «АМЛ»

Усадьба С.А. Голицына – А.И. Вяземского – И.Г. Покровского – Н.В. и П.Д. Долгоруковых была построена в XVIII веке неизвестным архитектором. В этом доме родился и жил Петр Андреевич Вяземский, друг Александра Сергеевича Пушкина, и историк Николай Михайлович Карамзин, который женился на сестре Петра Андреевича Вяземского. В этом доме бывали поэты Константин Батюшков и Василий Жуковский. В 70-е годы XIX века особняк перешел супругам Дмитрию Николаевичу и Наталье Владимировне Долгоруким, а 1896–1898 годах здесь снимал квартиру художник Валентин Серов. После революции здание было национализировано. В разное время в нем размещались Управление личного состава флота, Институт марксизма-ленинизма, Музей К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1993 по 1999 год особняк принадлежал Российскому дворянскому собранию, а в 2002 году перешел во владение ГМИИ им. А.С. Пушкина.

По планам реконструкции Музейного городка в этом здании будет не только постоянная экспозиция европейской живописи XIII – начала XIX века, отдел хранения и реставрационные мастерские, но и дополнительные выставочные залы, образовательный центр, кафе и магазин. Обещали даже восстановить парк, который был здесь когда-то, о чем сохранились письменные свидетельства дочери Валентина Серова, вспоминавшей, что «при доме был огромный двор и большой чудесный сад». Ждать осталось недолго – через четыре года здесь будет и музей, и сад.
Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть