Самарское царство Берендеев

В Самарском театре оперы и балета премьера года — «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.
В конце ХIХ века Александр Островский по мотивам народной сказки написал драматическую пьесу «Снегурочка». В основе — история о девочке, вылепленной из снега и растаявшей с приходом весны. У Островского сюжет усложняется. Снегурочка, холодная дочь Мороза и Весны, остается в мире людей, сказочном Берендеевом царстве. Белокурая красавица тревожит сердца многих, но сама не знает, что такое любовь. Всей душой она тянется к людям, к солнцу, постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце. И Снегурочка погибает, тает под лучами божества Ярилы.
Композитор Николай Римский-Корсаков не сразу вдохновился пьесой Островского. При первом прочтении Берендеево царство показалось ему странным. Но зимой 1880 года снова взялся за чтение «Снегурочки» и «точно прозрел на ее удивительную красоту». Буквально влюбился в чудную сказку. Весной получил разрешение писателя на внесение необходимой правки и лето в имении Стелево посвятил сочинению оперы. Природа, буквально все вокруг вдохновляло на творчество, даже «тройное эхо, слышимое с балкона, казалось, как бы голосами леших или других чудовищ». Премьера «Снегурочки» прошла в Петербурге. Оперу восторженно принял Островский.
«Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Александр Островский
В Самарском театре оперы и балета «Снегурочка» станет третьей после «Царской невесты» и «Сказки о царе Салтане» постановкой по произведениям Римского-Корсакова. Опера будет идти два с половиной часа, хотя вместо оригинальных четырех актов с прологом самарский спектакль будет состоять только из двух актов. Режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, назначенный главным режиссером театра только в сентябре минувшего года, известен публике по «Севильскому цирюльнику» и вечеру одноактных опер. В новой постановке он берется за непростую задачу соответствовать оригинальной трактовке языческого мифа писателем и композитором.
Три оперы Римского-Корсакова, «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и «Садко», по мнению музыкального руководителя театра Александра Анисимова, образуют единый эстетический ряд, хотя у композитора, по-видимому, не было замысла оперного цикла. В Самаре надеются поставить все части колоритного народного триптиха.
Пушкинская «Сказка о царе Салтане» уже полюбилась зрителю, спектакль идет в театре регулярно. Теперь очередь «Снегурочки». И если первая опера предназначена как для детей, так и для родителей, то в новой постановке труппа обращается прежде всего к взрослой публике. «На самом деле «Снегурочка», которую Островский назвал «весенней сказкой», была изначально поставлена в Малом театре и предназначалась далеко не детям: это был вечерний спектакль, который показывался царской фамилии и, как мы сейчас говорим, VIP-персонам, — рассказывает Александр Анисимов. — И прежде всего он не детский по идее, философии, психологии и драматургии».
Автор заглавной фотографии — Елизавета Сухова. Благодарим за предоставленные снимки Самарский академический театр оперы и балета.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна