Троица у кряшен

Готовь сани летом, а к фольклорной экспедиции готовься зимой. Как в Татарстане православные кряшены отмечают Троицу, этнографы и все желающие обсудят на семинаре в Петербурге, в Российском институте истории искусств, 26 января.
В программе — просмотр фотографий и видеоматериалов, снятых в селе Ильтень-Бута Альметьевского района Республики Татарстан. Старший научный сотрудник Наиля Альмеева более 30 лет изучает фольклор кряшен, делает записи, исследует особенности местных традиций. Не раз приезжала в село на Троицу. В Ильтень-Буте, как и раньше, всем миром отмечают праздники, поют и танцуют, водят хороводы. Большинство сельчан не в народных костюмах, просто в нарядной одежде, но от этого действие становится даже более живым, не постановочным. Сохранением традиций занимается ансамбль «Илтэнем», созданный в 1982 году.
Тетрадки с текстами песен, которые исполняли еще прапрапрабабушки, — основа репертуара. Кряшены вызывают непреходящий интерес этнографов, затрудняющихся отнести их к той или иной народности. Самое распространенное мнение: кряшены — крещеные татары. «Язык у нас татарский, а Бог — русский». Но есть мнение, что этнос существовал и до присоединения Казанского ханства к России, еще со времен Волжской Булгарии. Сегодня кряшенами называют себя около 35 тысяч человек, большинство проживают в Татарстане. Исповедуют православие, хотя кряшенская вера далека от догматов, это некий сплав с элементами язычества, шаманизма, а в некоторых регионах — даже ислама.
Многие обряды кряшен связаны с лесом, рекой, землей и нацелены на будущий урожай. Летними вечерами устраивали хороводные игры, исполняли протяжные напевы, насыщенные огромной звуковой энергией. Число исполнителей в праздничные дни достигало 300 человек, а звук хорового пения был слышен на километры вокруг. Наиля Альмеева рассказывает, что пожилые люди вспоминают то время как лучшее в своей жизни.
Троица, Тройча, в сознании кряшен соединилась с днем почитания березы — Каен бэйрэме. Дерево становится центральным объектом праздника. В лесу исполняют старинный троицкий напев, буквально молитву с крестным знамением и поклонами. С особыми песнями березы везут на телеге в село. Обычно в роли лесорубов выступают молодые мужчины, которые хотят жениться. Считается, кто рубит березу на Троицу, вступит в брак в ближайший год. В Ильтень-Буте на улицу выходят все жители, в руках держат березовые ветки, ими принято хлестать друг друга, чтобы привлечь благополучие. Вокруг украшенных лентами и платками деревьев водят хороводы, исполняют короткие напевы, больше всего похожие на русские частушки. Как замечает Наиля Альмеева: «Празднование идет от души, очень радостно и энергично».
Лекция «Празднование Троицы у кряшен» состоится в Белом зале Российского института истории искусств 26 января в 15:00. Приглашаются фольклористы, этномузыкологи, этнографы и все желающие принять участие в дискуссии.
Адрес института: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 5.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна