Продолжение славной традиции

На Лужнецкой набережной в здании бывшего Императорского монетного двора открылся первый в России Музей ар-деко.
Музей — частный. В основе его экспозиции собрание Мкртича Окрояна. Значительную часть представленной коллекции составляет декоративная скульптура из бронзы и слоновой кости, а также предметы мебели и декоративные панно.
Мелкая пластика в большинстве своем посвящена такой странице истории отечественного искусства, как «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Скульптор Дмитрий Чипарус (1886–1947) создавал свои статуэтки, черпая вдохновение из сценических образов Иды Рубинштейн и Тамары Карсавиной. А его работа Les Gerls запечатлела уже танцовщиц мюзик-холла, вошедшего в моду в начале прошлого столетия.
Есть в музее и предметы мебели, созданные Эдгаром Брандтом, превратившим технику ковки в индустрию, при этом не потеряв художественного качества. Таковы его набор стульев для столовой и столик-консоль. В экспозиции представлено большое панно Пьера Бобо (1902–1974), украшавшее когда-то бальный зал Roseland в Нью-Йорке, в котором выступали самые известные джазовые исполнители. Рядом другое — работы Жана Дюнана (1877–1942) и Франсуа-Луи Шмида (1873–1941). Изящные фигурки с музыкальными инструментами разных эпох как бы рассказывают всю историю музыки человечества от Древнего Египта до джаза начала 1920-х годов, когда и было создано это панно.
Эпоха модерна, породившая стили ар-нуво и ар-деко, стала последним направлением в искусстве конца XIX — начала ХХ века, устремленным к изысканности и роскоши. Модерн с его утонченностью и стремлением к красоте возник как реакция на стагнацию в искусстве, эклектику и копирование стилей прошлого. Он принес в живопись и архитектуру растительные мотивы ар-нуво и геометрические орнаменты ар-деко. Правда, все это перестало быть востребованным после Первой мировой войны. На смену ему пришел авангард, ставивший перед собой отнюдь не эстетические задачи. Сегодня искусство модерна возвращается к нам то посредством экранных образов, то благодаря тематическим выставкам.
А в России постепенно возрождается традиция превращать личную страсть к собирательству в культурную институцию, доступную любому желающему. Когда-то первый частный музей открыл в Санкт-Петербурге в 1816 году друг Александра Сергеевича Пушкина — собиратель русских древностей Павел Петрович Свиньин. Другой любитель русской старины, Павел Федорович Карабанов, также превратил свою коллекцию в музей в 1840 году, но только в Москве. Оба действовали самостоятельно, на свои деньги, без участия императора. Вообще во второй половине XIX века количество музеев в России пополняется именно за счет таких частных инициатив. Сделать свое собрание доступным хотели многие. И хотя после революции такие музеи перестали существовать, имена братьев Павла и Сергея Третьяковых или Алексея Бахрушина остались в истории русского собирательства.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна