Обыкновенная богиня

Сто пять лет со дня рождения богини танца, блистательной русской балерины Галины Улановой отмечается 8 января. При участии фонда имени Г.С. Улановой и театрального музея им. А.А. Бахрушина в Музее-квартире проводят вечер воспоминаний о легендарной балерине. Галина Сергеевна прожила в доме на Котельнической набережной 46 лет.
Видеофрагменты выступлений на сцене, интервью на гастролях, фотографии… Прозвучат воспоминания друзей, учеников и коллег. На юбилейное торжество приглашены Ирина Антонова, Юрий Рост, Николай Фадеечев, Николай Цискаридзе, Людмила Семеняка, Надежда Грачёва, Нина Семизорова. Из Великобритании специально привезут коллекцию рисунков и архив гастролей балета Большого театра в Лондоне, чтобы передать их России.
За последние сто лет истории мирового балета второй такой танцовщицы не было и нет. Москва, Лондон, Вена, Нью-Йорк, Токио, Париж — зрители награждали ее такими овациями, что в зале не было слышно оркестра, — неповторимая советская балерина пленила весь мир. Вслед за Сергеем Прокофьевым ее называли «Обыкновенная богиня». Огромное количество интонаций, оттенков, полутонов в удивительной улановской пластике всегда оставляли недосказанность и ореол загадочности.
«Мона Лиза русского балета» родилась в 1910 году в семье, где все занимались танцем. Мать, Мария Федоровна Романова, выступала в Мариинском театре, отец, Сергей Николаевич Уланов, режиссировал хореографию. Будущая звезда поступила в училище знаменитой Агриппины Вагановой. Ей многое давалось с трудом, особенно выступления на публике. Но Галя Уланова никогда не опаздывала, не пропускала занятий, не нарушала режим и вскоре стала одной из первых учениц.
«Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью…» — говорила она.
Окончив хореографическое училище, пришла в Кировский театр. Партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» исполняла так, что девочки, которым посчастливилось видеть ее в спектаклях Кировского театра, когда их спрашивали, кем они хотят стать, отвечали: Галиной Улановой.
Слава ее облетела страну в 1934 году, когда Ростислав Захаров поставил в Петербурге балет «Бахчисарайский фонтан».
Майя Плисецкая была Заремой, Уланова — Марией. Ей не нужен был текст. Тончайшими пластическими штрихами она передала судьбу героини, заставив всей душой сопереживать ей.
В годы Великой Отечественной войны Уланова выступала в госпиталях перед ранеными. «Спустя годы, хочу сообщить Вам, дорогая Галина Сергеевна, что когда-то в госпитале, тяжело раненный, я выжил только потому, что стояли в памяти Ваши незабываемые образы», — писал ей солдат-ленинградец Леонид Томашевич.
Особо знаменательными в судьбе Улановой были первые гастроли Большого театра в Лондоне в 1956 году. Жителям Туманного Альбиона Галина Уланова показала своих Джульетту и Жизель.
В 50 лет на пике славы она покинула сцену, выступив в балете «Шопениана». О том, что спектакль прощальный, знала только она сама. Уйдя со сцены, Уланова посвятила себя преподаванию. Воспитала таких великих мастеров, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Надежда Грачёва.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна