Завершился первый день деловой программы «Интермузея-2019»
30 мая в ЦВЗ «Манеж» в Москве открылся XXI Международный фестиваль «Интермузей-2019». Он объединил более 400 музеев и 3000 экспертов музейного дела, науки, культуры и искусства, современных технологий и медиа со всего мира. Портал «Культура.РФ» ведет прямые трансляции всех мероприятий деловой программы фестиваля и представляет краткий обзор первого дня «Интермузея».
В рамках дискуссии «Фестивали в музеях Подмосковья как средство популяризации культурного наследия России» министр культуры Московской области Нармин Ширалиева представила несколько успешных проектов, которые привлекают в подмосковные учреждения культуры новых посетителей. Например, в начале июня в музее-заповеднике «Горки Ленинские» пройдет Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». 6 июня Сергей Безруков представит музыкально-драматический эскиз по мотивам повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» под открытым небом. Зрители увидят масштабную сцену взятия крепости Пугачевым, в которой примут участие профессиональные пиротехники и конные каскадеры, а мирные сцены повести актеры сыграют в сопровождении музыкантов Губернаторского оркестра Московской области.
Участники другой панельной дискуссии обсудили плюсы, недостатки и перспективы развития портала Государственного каталога Музейного фонда. Заместитель директора Департамента музеев Министерства культуры РФ Наталия Чечиль рассказала, что на сегодняшний день в Госкаталоге зафиксировано 23% всех зарегистрированных предметов, хранящихся в фондах российских музеев. Ежегодно каталог пополняется на пять миллионов описаний — и ожидается, что к концу текущего года на портале будет зарегистрировано около 19 миллионов экспонатов.
Наталия Чечиль отметила, что интерес к Госкаталогу проявляют не только российские, но и зарубежные пользователи: ей написал благодарственное письмо редактор англоязычной «Википедии», который использовал данные портала как авторитетный исторический источник для работы над статьей о героях войны. А руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский поделился собственным опытом исторического исследования с помощью Госкаталога: в своей книге «500 неизвестных» историк собрал портреты, имена 100 героев которых он смог определить именно благодаря порталу.
Однако участники дискуссии выявили и недостатки работы Государственного каталога: например, журналист Фекла Толстая отметила, что поисковая система портала не очень понятна, а директор Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ Вадим Ваньков обратил внимание на то, что не все музеи наполняют портал полной и подробной информацией об экспонатах. Заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию Владимир Определенов пообещал, что на портале в обозримом будущем пройдут работы по СЕО-оптимизации, переходу Госкаталога на адаптивную верстку и хотя бы частичному переводу сайта на иностранные языки.
Также в рамках «Интермузея» состоялась дискуссия об этике взаимодействия и восприятии инвалидности в обществе и культуре. Анатолий Попко, начальник отдела социокультурных проектов и программ ГМКЦ «Интеграция» им. Н.А. Островского, руководитель проектов «Люди IN» и «Диалог в темноте», призвал не думать, что людям с инвалидностью всегда нужна помощь и что их всегда нужно опекать. Он предложил в неясных ситуациях «не гадать, что можно и что нельзя говорить инвалидам», а задавать любые уточняющие вопросы, чтобы учиться правильно строить коммуникацию. Евгения Воскобойникова, автор книги «На моем месте. История одного перелома», также порекомендовала заменять слово «инвалид» на «человек с инвалидностью» и другие синонимичные конструкции, в которых «человек» был бы «на первом месте».
Одним из центральных событий первого дня стало большое открытое интервью президента ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой. Искусствовед рассказала множество историй, которые произошли с ней за 74 года работы в музее: где она училась управлению музеем; как обедала с директором Лувра и провела экскурсию по ГМИИ Марку Шагалу; как показывала спорные экспозиции Леониду Брежневу и изменила отношение Екатерины Фурцевой к выставке Александра Тышлера. «Хранитель — главное лицо музея, — отметила Ирина Александровна. — Он должен быть безупречным специалистом, правильно хранить вверенные предметы и уметь отвечать за них — а также за способность передать свои знания посетителям». Также Ирина Антонова добавила, что планирует рассказать в Пушкинском музее о легендарной выставке «Москва — Париж», которая состоялась в 1979 году в Центре Помпиду и представила всему миру работы советских художников: Гончаровой, Ларионова, Малевича и других, — которые не могли экспонировать в самом Союзе.
Смотрите также