Фавны, призраки, вакханки

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения». Экспозиция будет доступна для посещения до 4 сентября.
Бакст был живописцем, портретистом, иллюстратором и дизайнером. Но прежде всего он знаменит своими работами для театра. На них и сделали акцент устроители юбилейной выставки. Эскизы костюмов и костюмы, сделанные по этим эскизам, составляют бо́льшую часть нынешней экспозиции. Например, музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил костюм Вацлава Нижинского, в котором тот танцевал партию Призрака Розы в балете Михаила Фокина на музыку Карла фон Вебера «Видение Розы». Как особо ценный экспонат он размещен в застекленной витрине. Так же, под стеклом, представлены костюмы, в которых танцевал Михаил Фокин в балетах «Клеопатра» и «Карнавал».
Без Бакста не случилось бы чуда Русских сезонов — знаменитой серии спектаклей, созданных по инициативе Сергея Дягилева. Портрет этого деятельного человека включен в экспозицию ГМИИ. Бакст изобразил Дягилева уверенным, даже несколько заносчивым мужчиной, рядом с которым расположилась старенькая няня. По соседству с этим полотном — портреты Константина Коровина, Дмитрия Философова, Александра Бенуа. Супруга последнего — Анна — послужила моделью для знаменитого «Ужина» Бакста (к этому полотну, предоставленному Русским музеем, особенно трудно пробиться). В центре «карандашного» уголка выставки — портрет Айседоры Дункан. Бакст сделал его в 1908 году, когда танцовщице было едва за тридцать и она еще не думала о переезде в Москву…
Интересный ход устроителей выставки — подкрепить эскизы костюмов фотографиями танцовщиков в этих костюмах. Несколько стендов отведено под старинные фотографии, на которых застыли Вацлав Нижинский, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Леонид Мясин, Тамара Карсавина. Черно-белые снимки демонстрируют пластические изыски балетных поз, дают представление о том, как сидели костюмы на артистах. Но всему этому предшествуют эскизы Бакста — роскошные фантазии на темы костюмов разных эпох. Вакханки, фавны, беотийцы, мавры, Коломбины… Работы привезли из Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта, частной коллекций Лобановых-Ростовских. Естественно, работами Бакста поделились Государственная Третьяковская галерея, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, московский Театральный музей им. А.А. Бахрушина и многие другие институции. Открывая выставку, директор ГМИИ Марина Лошак особо отметила вклад историка моды Александра Васильева — он предоставил более 10 экспонатов из своей коллекции костюмов (частично это театральные костюмы, сшитые по эскизам Бакста, частично — модные платья 1910–20-х годов).
На выставке отведено место эскизам Бакста, которые он создавал для тканей, а также открыткам, рекламным плакатам, обложкам журналов. Художник не избегал «мелких» жанров, диапазон его навыков впечатляет. Экспозиция гармонично выстроена и дает достаточно широкое представление о творчестве Бакста — одного из самых популярных русских художников.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна