16+

Егор Булычов и другие

Драма
1969
151 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

В архиве А.М. Горького сохранились наброски двух вариантов первого действия незаконченной пьесы, относящиеся к двадцатым годам, под названием «Евграф Букеев» и «Христофор Букеев». Можно предположить, что это недостающая часть трилогии. Черновым названием будущей пьесы «Егор Булычов и другие» было «Накануне». Первые наброски под таким названием относятся к 1931 году. Уже летом этого же года первые вариант пьесы был закончен. Почему первый? Писатель неоднократно в разное время еще и еще обращался к тексту, вставлял отдельные сцены. Летом этого же года пьеса была передана в два театра — БДТ и Государственный театр им. Е. Вахтангова. 25 сентября состоялись премьеры в обоих театрах в дни празднования сорокалетия творческой деятельности М. Горького.

Сохранилось письмо к М. Горькому от В.И. Немировича-Данченко, датированное 22 декабря 1932 года.

«Давно не читал пьесы такой пленительной. Право, точно Вам только что стукнуло 32 года! До того свежи краски. Молодо, ярко, сочно, жизненно, просто, — фигуры, как из бронзы… И при всем том это уже от 60-летнего возраста и это уже на пятнадцатом году (15 лет Великой Октябрьской революции): — мудро, мудро, мудро! Бесстрашно, широкодушно. Такая пьеса, такое мужественное отношение к прошлому, такая смелость правды — говорят о победе, окончательной и полнейшей победе революции больше, чем сотни плакатов и демонстраций. И опять: молодо, свежо и — пленительно».

6 февраля 1934 года (как быстро ставились спектакли!) на сцене МХАТа состоялась премьера пьесы «Егор Булычов и другие». Художественным руководителем постановки был Владимир Немирович-Данченко, а режиссером — Василий Сахновский, он же и театровед, педагог, доктор искусствоведения. Человек выдающийся и почти забытый, о нем если помнят, то только специалисты. Но именно ему поручил Владимир Иванович постановку очень непростой пьесы, в которой вроде бы все «про революцию», а на самом деле про «удел человека», про его боль и страдания, про одиночество на «пороге смерти». И при чем тут революция? Так совпало, ирония судьбы… В той поставке Егора Булычова играл Леонид Леонидов. И выбор Сахновского был хорошо продуман. Константин Сергеевич Станиславский считал Леонидова «единственным русским трагическим актером». Сам Леонидов называл себя «трагиком в пиджаке». По откликам, которые остались с тех времен, для него было важно ощущение неустойчивости и непрочности жизни, острая, гнетущая тоска, сознание собственной обреченности. Чтобы представить себе уровень этого актера, посмотрите фильм «Гобсек» 1936 года, где он играет заглавную роль.

Проходит 30 лет, и театр вновь обращается к пьесе Горького. В 1960-е годы МХАТ находился в кризисе. В его репертуар все чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Это мнение историков тех лет. В то время считалось возможным (и не только во МХАТе), чтобы ведущие актеры пробовали себя в режиссуре и ставили спектакле и «на себя», и для своих коллег. Борис Николаевич Ливанов это и сделал. Он был одним из ведущих актеров театра, верой и правдой служивший МХАТу многие годы, он закончил студию при МХАТе и в 1925 году уже играл в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Перечень его актерских работ в театре и в кино займет не один лист. Он пять раз становился лауреатом Сталинской премии и других наград. Это дорого стоит: раньше получить такой государственный «статус» было сложно.

Театральных режиссерских работ в энциклопедиях и справочниках отмечено только восемь, начиная с 1953 года. Пьеса Горького «Егор Булычов и другие» — четвертая. Режиссер Ливанов сделал тактически правильный ход: он взял к постановке «густонаселенную пьесу», хорошо известного театру автора, в которой заняты все поколения актеров. Текст Горького дает возможность каждому актеру показать себя, свои возможности, вдоволь поиграть…

«Чудовищное несовершенство действительности» — так можно определить главную мысль всех его размышлений в этой роли. В его Егоре Булычове нет сокрушительного бунта, который, может, и ожидаешь, читая пьесу, и критики говорят, что подобный «взрыв» есть в других трактовках. В этой версии Человек — Егор Булычов — Борис Ливанов интересен своим поисками «самой сути»: «Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит смерть нам? Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь всякому… интересно: что значит смерть? Или, например, жизнь?»

Режиссеры: Борис Ливанов, Александр Шорин, Иван Тарханов
В ролях: Борис Ливанов, Анастасия Георгиевская, Евгения Ханаева, Нина Гуляева, Клавдия Еланская, Галикс (Георгий) Колчицкий, Юрий Пузырёв, Николай Алексеев, Виктор Новосельский, Павел Винников, Галина Попова, Марк Прудкин, Галина Калиновская, Валентина Калинина

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна