16+

Золотой теленок

Комедия
2012
132 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Автором оригинальной инсценировки знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова и режиссером спектакля стал молодой артист театра Владимир Кузнецов, успевший за несколько лет сыграть на владимирской сцене немало главных ролей, в числе которых Ромео, Евгений Онегин, Никита из толстовской «Власти тьмы». В качестве режиссера Кузнецов дебютировал спектаклем «Собачье сердце» по М.А. Булгакову, потом поставил мюзикл «Бременские музыканты». Так что «Золотой теленок» — третья постановка режиссера-актера.

Жанр своей композиции Кузнецов обозначил так: «мечты идиота». «Мы создали что-то свое, — признался Кузнецов в одном из телеинтервью перед премьерой. — Много моментов изменено — так задумано. Например, в романе Остап Бендер всем говорит «Вы», а у нас так он обращается только к Корейко, потому что видит в нем игрока, равного себе!» Совершенно неожиданным Бендером предстал в спектакле владимирского театра актер Анатолий Шалухин — довольно корпулентный, полнокровный молодой человек, чья внешность далека от привычного образа Остапа-мачо. Отзывы рецензентов пестрят разными оценками такой интерпретации. «Анатолий Шалухин, исполняющий роль Остапа, совсем не похож на „классический“ типаж Бендера — вполне себе русский парень, рыжий, румяный, щекастый. Впрочем, типаж — всего лишь условность, про которую можно было бы совсем забыть, если бы владимирский Бендер обладал непременным авантюризмом и азартом. Образ вышел нисколько не противоречивый, однобокий злодей от начала до конца», — пишет Ирина Курочкина в газете «АиФ-Владимир» от 22 мая 2012 года. «С выбором исполнителя главной роли Кузнецов определенно соригинальничал. Остап Шалухина ‑ при всем своем обаянии и неповторимой ироничной усмешливости ‑ не выглядит главным персонажем действия. Если так и было задумано, то это удача. Если нет, и Остап, самый великий из мелких жуликов, все же должен был выглядеть «движком» истории, центральным героем, то ‑ нет. На «командира парада» этот Бендер, не тянет», — сетует Марина Киселева («Владимирские ведомости» от 18 мая 2012-го года). Зато, кажется, все приняли и признали удачей Паниковского в исполнении народного артиста России Николая Горохова (в театре-студии Горохова когда-то делал свои первые шаги на сцене Владимир Кузнецов). «В Паниковском есть хорошее — ну, по крайней мере, мы пытаемся это хорошее разглядеть! — размышляет в телеинтервью Горохов. — Но оно не востребовано, вот он и вынужден красть гусей… Так для него и кража — искусство!» Подпольный миллионер Корейко в версии актера Игоря Клочкова норовит быть незаметным статистом в рядах «серых» граждан. Дело в том, что контраст серого колорита и кричаще ярких цветов в нарядах шайки Бендера — смысловой контрапункт спектакля. Декорации, костюмы приглушенных тонов — таким видится окружающий пейзаж Великому Комбинатору. Он и его колоритные подельники резко выделяются на бесцветном фоне: сам он расхаживает в костюмах то василькового, то алого цвета, из под коротких малиновых брючек Паниковского выглядывают кислотно-оранжевые носки. Пресловутая Антилопа-Гну во владимирском спектакле — ярко-желтая фанерная машинка, похожая на те, что ставят сегодня на детских площадках. Фанерные гуси, корова и даже золоченый теленок — все они промелькнут в спектакле. Мечты, фантазии Великого Комбинатора и других персонажей изобретательно визуализированы режиссером, художником, хореографом и автором музыкальной композиции.

В спектакле, несмотря на ограниченные возможности сцены, публике показывают и море, и гусиную стаю, и автопробег, и «кусочек Рио»… В «Золотом теленке» Владимирской драмы — целое столпотворение самых разных театральных жанров и стилей: здесь и мюзикл, и комедия, и комикс, не потеряли по пути и написанную Ильфом и Петровым социальную сатиру. «Суетливые, пестрые, карикатурные „картинки“ замечательно передают атмосферу тех времен», — пишет Марина Киселева. Действительно, «Золотой теленок» Владимирского театра — спектакль насыщенный движением, густонаселенный, громкий и пестрый.

Автор музыкального ряда спектакля — почитаемый в городе композитор Алексей Сидорцев, заведующий музыкальной частью другого театра Владимира — театра кукол. Художники-постановщики — недавние выпускницы РАТИ Алина Бровина и Вера Соколова, которые уже работали с Владимиром Кузнецовым раньше, над его спектаклем «Собачье сердце». Директор Владимирского театра драмы Борис Гунин не раз отмечал в своих высказываниях значимость этой экспериментальной постановки, в которой сошлись лучшие силы молодого и старшего поколений коллектива. «Никто не предполагал, например, что Остапа Бендера сыграет Анатолий Шалухин. Это, пожалуй, его первая большая роль. И это, думаю, открытие сезона! За судьбой „Золотого телёнка“ Владимира Кузнецова зрители внимательно следили. Сарказм, сатира, юмор… Где-то забавно, где-то страшно… Спектакль ещё довольно молод, но его первые шаги достаточно уверенны».

Режиссер: Владимир Кузнецов
В ролях: Анатолий Шалухин, Богдан Тартаковский, Николай Горохов, Андрей Гурамишвили, Юрий Круценко, Игорь Клочков, Алексей Куликов, Григорий Шуенков, Олег Костерин, Роман Романов, Галина Иванова, Наталья Демидова и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна