Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Вишневый сад

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького | 2012 | Комедия | 126 мин.
Режисcёр: Валерий Саркисов
Писатель: Антон Чехов
В ролях: Ольга Берегова , Елена Туркова , Маргарита Баголей , Мария Мельникова, Анатолий Фирстов, Александр Сучков, Юрий Фильшин, Елена Суродейкина, Николай Игнатьев, Дарья Королёва, Сергей Блохин
6527
Московский режиссер Валерий Саркисов восьмой раз встречается с труппой Нижегородского театра драмы, причем уже второй раз на чеховском материале. Прошлая его работа — «Дядя Ваня» — принесла театру призы и признание на разнообразных всероссийских и региональных театральных фестивалях, а у нижегородцев сам режиссер заработал славу постановщика, любящего и понимающего пьесы Антона Павловича.

«Вишневый сад» поставлен Валерием Саркисовым с той же творческой командой. Так, Анатолий Фирстов перевоплотился здесь из Ивана Войницкого в Леонида Гаева, а Сергей Блохин из доктора Астрова в купца Лопахина.

Режиссер создал спектакль об ушедшем прошлом. Обратившись к стилистике черно-белого кино начала века, он намеренно дистанцировал происходящее на подмостках от зрителей. А посредником становится большой экран. Для персонажей спектакля в нем, в том, что на него транслируется, заключено их будущее. К примеру, именно на экране Лопахин презентует свой план уничтожения сада и строительства дач. Для нас, сегодняшних зрителей, экран — это скорее окно в уже ушедшее. В чарующую атмосферу начала XX века. Со сцены на экран перенесутся в финале и сами герои — на черно-белой дрожащей пленке проступят их счастливые лица, еще не затронутые предчувствием будущего несчастья.

Собственно, экран служит и созданию общей тональности спектакля — с кинокадров начинается действие, когда под первые рояльные аккорды тапера разъедется легкая шторка, открывая зрителю кадры из люмьеровских и чаплиновских фильмов. В образе Чарли появится, кстати, на подмостках и вечная клоунесса Шарлотта (Елена Суродейкина). А сами подмостки с черными атласными портьерами под потолок, длинными рядами стульев да задернутым экраном на авансцене настойчиво будут вызывать из памяти образ заброшенного кинотеатра начала XX века.

«Пустота» осязаемой декорации (художник — Александр Орлов) дальше по действию будет только больше и больше нагнетаться. Не будет цветущих садов (лишь иногда мелькнет на экране вишневая ветка), даже «многоуважаемого шкафа» не будет — Гаев произнесет свой знаменитый монолог, глядя куда-то в кулису, за сцену.

Но эта мрачность сценографии отступит, когда сцену заполнят люди — эти вернувшиеся в свой родной дом хозяева имения. Зазвучит смех, ненужные слова и признания, завяжутся новые после долгой разлуки отношения, и блики теплого золотого света лягут на открытые двери, перила, на плечи и лица, делая их моложе и счастливее. Но это вечерний свет — прощальный.

«Мне нравится Чехов и его «Вишневый сад», — говорит Валерий Саркисов. — В этой пьесе много чего заложено. Сейчас, когда в России так много агрессии, мне хотелось бы подчеркнуть присущее Чехову отсутствие авторского осуждения или оправдания персонажей. Ведь у каждого из них своя судьба и свое отношение к родине».

И каждому режиссер дает свою «звездную» минуту. Каждый из героев время от времени поднимается на сцену на сцене — небольшую «эстраду», на которой расположен экран. Поднимается в те минуты, когда желание высказаться, «прокричаться» буквально становится жизненной необходимостью. Именно на этой мини-сцене происходят все главные диалоги, объяснения, исповеди. Здесь Епиходов раскаивается в собственной никчемности, здесь не могут найти общий язык Варя с Лопахиным, здесь Шарлотта длинным монологом пытается «заговорить» собственное прошлое.

Центральным и, если это слово применимо, наиболее положительным образом в спектакле Саркисова становится Лопахин в исполнении Сергея Блохина. Он очень понятный и расчетливый (без негативного оттенка). Человек, знающий, к чему стремится, и прямо идущий к собственной цели. Потому-то зритель нижегородского спектакля не увидит лопахинского куража и ликования по поводу приобретения вишневого сада. Правда, осуществление цели оказывается неподъемной ношей и в главном его монологе сквозит далеко не только радость, но и предчувствие надвигающейся катастрофы.

В спектакле, кстати, звук топора, рубящего вишневый сад, не раздастся. В финале, по традиции, на опустевшей сцене останется забытый старый Фирс, но тишину прорежет не топор — вновь оживет экран. Оживет, чтобы прогнать гнетущее впечатление последней сцены, чтобы вновь вернуться туда, где еще светило солнце. И завершится спектакль черно-белым кинороликом — зарисовкой из счастливой жизни людей, еще недавно живших в этом доме, но теперь навсегда ушедшей в прошлое. Все герои в сборе, чтобы в конце застыть на экране неподвижной фотографией, снимком из далекого и прекрасного прошлого.

Вот только от такого финального кадра становится еще грустнее...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Комедия
  • Абрам Роом
  • 1952
  • 151 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Комедия
  • Андрей Гончаров
  • 1978
  • 92 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Комедия
  • Олимжон Салимов
  • 1989
  • 133 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Телониус Монк

Прямая трансляция 22 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события выходных.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Зрители смогут увидеть 200 фильмов из 60 стран мира.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть