Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Башлачев. Человек поющий.

Большой театр кукол | 2011 | Мелодрама | 117 мин.
Режисcёр: Павел Григорьев, Руслан Кудашов
В ролях: Сергей Беспалов, Мария Батрасова, Иван Солнцев , Ирина Чугаевская , Виктория Короткова, Денис Казачук, Наталья Сизова, Дмитрий Чупахин, Михаил Гришин, Виктория Слуцкая, Алесь Снопковский, Екатерина Белевич
6272

Премьеру этого спектакля сыграли 17 февраля 2011 года. В тот же день, только в 1988-м поэт, бард Александр Башлачев погиб, ему было 27 лет. «Смерти поэтов — всегда тревожные сигналы к тому, что с нами происходит, — сказал постановщик Руслан Кудашов в интервью газете „Аргументы и факты“ (16 февраля 2011). — Песни Башлачева настолько о нас, обо мне, что он живёт и до сих пор меня формирует. Этот спектакль для меня — важнее, чем все, что я делаю».


А делает Руслан Кудашов обычно спектакли в жанре театра кукол. «Башлачев» же — представление с «живыми» актерами — студентами Кудашова. Будущие кукольники оказались отличными драматическими артистами. По форме спектакль БТК — концерт, но называть его так не очень хочется. Критик Дина Годер определила его как «цепь историй, в каждой из которых баллады Башлачева превращаются в обаятельные мини-спектакли». Говорят, сам Башлачев исполнял свои песни на спонтанных сборищах, по домам — без каких-либо анонсов и подготовки. Вот и спектакль Кудашова проникнут атмосферой дружеского «квартирника». Юные студенты родились уже после смерти Башлачева, но стихи поэта удивительным образом оказались им близки. «Кто-то до сих пор не может принять, кому-то эмоционально тяжело дойти до конца даже в исполнении песни, — рассказывал Кудашов в интервью. — Но большинство — приняли, потому что молодое поколение способно вычленять правду в большей степени, чем наше. Нам надо было хвататься за жизнь, зарабатывать, так время и проскочило. У молодых больше надежд на правдивое существование, они острее не принимают ложь». Кажется, после участия в этом спектакле Башлачевым «заболели» все выпускники Кудашева. В интервью перед премьерой один из них, Сергей Беспалов, говорил о чувстве особой ответственности, об открывшихся испытаниях: «Мы хотим вступить в диалог с музыкантом и быть достойными этого диалога. Для нас это проверка души. Мир все время будет провоцировать нас отказаться от чего-то в пользу комфорта. Но нужно постоянно делать выбор, пытаться очиститься от шелухи, от суеты».


Композиция спектакля такова, что волей-неволей фокус внимания наводится на героя лирики Башлачева. Что это за образ и как он представлен в разных жанрах (ведь у Башлачева были и сатирические песни, и любовные баллады, и философские опусы с размышлениями о времени, в котором жил поэт)? Кажется, исполнители стремятся присмотреться, изучить этого героя. «Он несчастный, нелепый и лишний, но неизбежно приходящий к творчеству и созиданию, — пишет в блоге „Петербургского театрального журнала“ Ольга Изюмова. — С самого начала возникает мотив противопоставления враждебной запредельной стихии, в которую по ошибке ли, в силу избранности ли заглядывает герой, и стихии души самого героя». Звучат башлачевские «Грибоедовский вальс», «Абсолютный вахтер», «Тесто», «Лихо», «Имя имен». В них мечется человек на переломе эпох, пытается понять, что за мир вокруг, что за страна и строй. Пытается проникнуть в секрет русской души. Конечно, звучат песни о любви — например, «Когда мы вдвоем...» в исполнении Анатолия Гущина. Актер держит, не отпускает цепи, которые с него спали — простая и впечатляющая метафора любовных мук. Вообще, решения большинства фрагментов-этюдов очень яркие. Песня «Минута молчания» исполняется как речь из-под могильной плиты — актер Алесь Снопковский лежит, как в гробу, с венком в ногах. А «Песенку на лесенке» трио актеров (два юноши и девушка) исполняют в сопровождении ... самого Башлачева. В их пение постепенно вплетается запись с голосом автора, и это, пожалуй, самая трогательная точка спектакля.


Надо заметить, что в спектакле БТК песни Башлачева исполнены на разных музыкальных инструментах — и это рождает совершенно новое восприятие привычных мелодий, которые сам бард извлекал из обычной гитары. Тут помимо нее задействованы и фортепьяно, и балалайка, и гармошка. И, конечно, фирменные колокольцы Башлачева. Из 28-и спетых в спектакле песен несколько исполнены девушками, от женского лица. В работе над спектаклем огромную помощь Кудашову и актерам оказал педагог по вокалу Павел Григорьев. «Спектакль с весьма опасными текстами Башлачева, часто провоцирующими исполнителей на пошлую есенинщину и надрыв, звучит с интонацией чистой и искренней, без всякого разрывания рубашки на груди», — пишет Дина Годер («Московские новости», 19 сентября 2011). Актеры по очереди выходят на авансцену, к длинному столу, уставленному гранеными стаканами, поют-играют свою песню и тем как бы поминают поэта. Кажущаяся хаотичной конструкция спектакля на самом деле выстраивается в мозаичный портрет героя.


Со спектаклем «Башлачев. Человек поющий» петербургские кукольники участвовали в программах нескольких фестивалей: «кукART» в родном Петербурге, «Реальный театр» в Екатеринбурге и, наконец, во внеконкурсной секции национального фестиваля «Золотая маска» «Маска-плюс». Они рискнули выйти со своей «территории» театра кукол и не прогадали. Разные зрители оказываются покорены искренностью и свободой молодого коллектива. Как заметил критик Роман Должанский («Коммерсантъ», 9 апреля 2012), «к судьбе Большого кукольного театра спектакль имеет прямое отношение: актеры, способные увлечься таким материалом, наверняка и в будущем не согласятся делать глухой и заведомо старомодный театр».

ВИДЕО

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Виано Гомес де Фонсео Херардо
  • 1975
  • 45 мин

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

  • Мелодрама
  • Игорь Максимчук
  • 2002
  • 103 мин
  • Мелодрама
  • Инна Данкман
  • 1981
  • 128 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть