Враги
Спектакль

Враги

Московский художественный академический театр имени М. Горького

Год выхода:
1972
Страна производитель:
СССР
Длительность:
134 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Леонид Губанов
,
Марк Прудкин
,
Владлен Давыдов
,
Павел Массальский
,
Алла Тарасова
,
Маргарита Юрьева
,
Нина Гуляева
,
Борис Петкер
,
Елена Хромова
,
Николай Алексеев
,
Владимир Богомолов
,
Дмитрий Шутов
,
Алексей Грибов
,
Иван Власов
,
Алексей Борзунов
,
Всеволод Абдулов
,
Галикс (Георгий) Колчицкий
,
Виктор Новосельский
,
Валерий Пушкарев
,
Мария Титова
,
Петр Кудлай
Режиссёры:
Мария (Мариэтта) Муат
, Владимир Немирович-Данченко,
Михаил Кедров
,
Александр Карев

К столетнему юбилею Максима Горького на сцене МХАТа, носящего имя писателя, восстановили знаменитый спектакль Немировича-Данченко и Кедрова «Враги». Именно этой постановкой открылась московская юбилейная декада.

Сюжет — в канун 1905 г. беспокойство охватило фабрику Скроботова и Бардина. Рабочие требуют уволить несправедливого и жестокого мастера. Хозяева в ответ на требования рабочих закрывают фабрику и подтягивают войска. Жандармы раскрывают активную социал-демократическую организацию, которая действует на фабрике.

По словам Марка Прудкина, что были сказаны им накануне премьеры восстановления, основным в этой пьесе Горького для постановщиков спектакля стало ярко выраженное чувство классовой ненависти. Что не удивительно, хотя и горько, для спектакля, поставленного в 1935 году. Ведь действительно, при всей внешней скупости и лаконичности, спектакль был пронизан острейшим чувством непримиримой борьбы, схватки не на жизнь, а на смерть. Именно этим и определялся его скрытый напряженный ритм и глубокий внутренний динамизм.

Интересны были и те требования, которые новая работа потребовала от актеров. Требования, прежде артистам Художественного театра мало свойственные — яркий темперамент при внешней скупости выразительных средств, а также пристальное внимание к слову. Слову, как дополнительному «оружию» актерского арсенала, а не просто как к выраженным мыслям персонажа. Мхатовским актерам пришлось столкнуться с редким для себя типом театра — не привычным для них театром чувств, а театром мысли, борьбы идей.

Спектакль славился не только яркими центральными ролями, крайне важным тут был и коллективный образ — групповой портрет рабочих, охваченных единой идеей. Причем при всей обобщенности этого образа, каждый характер, его создающий, был индивидуален и наделен своей особой человеческой неповторимостью. Оттенков здесь было много: от чисто народной мудрости, присущей старому рабочему в исполнении А. Грибова, до спокойной и ясной уверенности в собственной правоте и справедливости революционных идей других рабочих. И в новом спектакле эта могучая сила осталась на высоте. Полифония характеров, точно разработанная партитура эволюции единого образа рабочей массы, и снова яркая индивидуальность каждого «из толпы».

В принципе, возобновление 1968 года было довольно кропотливым и педантичным, однако некоторые изменения все же произошли. И коснулись они, прежде всего трактовок образов Захара Бардина и его жены Полины. В версии 1935 года эти роли играли Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова, и тогда образ Захара шел от внешней характерности, от почти карикатурных черт, свойственных дореволюционному дворянину, а образ Полины был решен довольно нейтрально. В исполнении же Павла Массальского и Аллы Тарасовой эта пара стала вызывать в памяти шекспировских героев — Макбета и его супруги. В версии 1968 года Полина стала более активной, более непримиримой, а Захар начал действовать с постоянной оглядкой на нее, как бы проверяя свое отношение к рабочим через жену, через ее настроение.

Возобновленную версию «Врагов» отделяло от премьеры тридцать три года. Безусловно, изменившееся восприятие зрителя — зрителя нового, рожденного совсем в иную эпоху и воспитанного на иных художественных ценностях, — оказало свое влияние на звучание мхатовского спектакля. Тяжело воспринимать «классовую» трактовку сюжета (при том, что сегодня «Врагов» вполне возможно поставить на той же мхатовской сцене уже в духе наших дней). Но тем ценнее эти черно-белые кадры, это несколько выспренно звучащее слово и приподнятая масштабность постановки. Тем ценнее, что это наша театральная (и не только) история. Много ли сегодня мы можем увидеть спектаклей, руку к которым приложил один из основателей МХТ Владимир Иванович Немирович-Данченко...

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.