Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Враги

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ) | 1972 | СССР | Драма | 134 мин.
Режисcёр: Мария (Мариэтта) Муат, Владимир Немирович-Данченко, Михаил Кедров, Александр Карев
В ролях: Леонид Губанов, Марк Прудкин, Владлен Давыдов, Павел Массальский, Алла Тарасова, Маргарита Юрьева, Нина Гуляева, Борис Петкер, Елена Хромова, Николай Алексеев, Владимир Богомолов, Дмитрий Шутов, Алексей Грибов, Иван Власов, Алексей Борзунов, Всеволод Абдулов, Галикс (Георгий) Колчицкий, Виктор Новосельский, Валерий Пушкарев, Мария Титова, Владимир Прошин, Петр Кудлай
2057
К столетнему юбилею Максима Горького на сцене МХАТа, носящего имя писателя, восстановили знаменитый спектакль Немировича-Данченко и Кедрова «Враги». Именно этой постановкой открылась московская юбилейная декада.

Сюжет — в канун 1905 г. беспокойство охватило фабрику Скроботова и Бардина. Рабочие требуют уволить несправедливого и жестокого мастера. Хозяева в ответ на требования рабочих закрывают фабрику и подтягивают войска. Жандармы раскрывают активную социал-демократическую организацию, которая действует на фабрике.

По словам Марка Прудкина, что были сказаны им накануне премьеры восстановления, основным в этой пьесе Горького для постановщиков спектакля стало ярко выраженное чувство классовой ненависти. Что не удивительно, хотя и горько, для спектакля, поставленного в 1935 году. Ведь действительно, при всей внешней скупости и лаконичности, спектакль был пронизан острейшим чувством непримиримой борьбы, схватки не на жизнь, а на смерть. Именно этим и определялся его скрытый напряженный ритм и глубокий внутренний динамизм.

Интересны были и те требования, которые новая работа потребовала от актеров. Требования, прежде артистам Художественного театра мало свойственные — яркий темперамент при внешней скупости выразительных средств, а также пристальное внимание к слову. Слову, как дополнительному «оружию» актерского арсенала, а не просто как к выраженным мыслям персонажа. Мхатовским актерам пришлось столкнуться с редким для себя типом театра — не привычным для них театром чувств, а театром мысли, борьбы идей.

Спектакль славился не только яркими центральными ролями, крайне важным тут был и коллективный образ — групповой портрет рабочих, охваченных единой идеей. Причем при всей обобщенности этого образа, каждый характер, его создающий, был индивидуален и наделен своей особой человеческой неповторимостью. Оттенков здесь было много: от чисто народной мудрости, присущей старому рабочему в исполнении А. Грибова, до спокойной и ясной уверенности в собственной правоте и справедливости революционных идей других рабочих. И в новом спектакле эта могучая сила осталась на высоте. Полифония характеров, точно разработанная партитура эволюции единого образа рабочей массы, и снова яркая индивидуальность каждого «из толпы».

В принципе, возобновление 1968 года было довольно кропотливым и педантичным, однако некоторые изменения все же произошли. И коснулись они, прежде всего трактовок образов Захара Бардина и его жены Полины. В версии 1935 года эти роли играли Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова, и тогда образ Захара шел от внешней характерности, от почти карикатурных черт, свойственных дореволюционному дворянину, а образ Полины был решен довольно нейтрально. В исполнении же Павла Массальского и Аллы Тарасовой эта пара стала вызывать в памяти шекспировских героев — Макбета и его супруги. В версии 1968 года Полина стала более активной, более непримиримой, а Захар начал действовать с постоянной оглядкой на нее, как бы проверяя свое отношение к рабочим через жену, через ее настроение.

Возобновленную версию «Врагов» отделяло от премьеры тридцать три года. Безусловно, изменившееся восприятие зрителя — зрителя нового, рожденного совсем в иную эпоху и воспитанного на иных художественных ценностях, — оказало свое влияние на звучание мхатовского спектакля. Тяжело воспринимать «классовую» трактовку сюжета (при том, что сегодня «Врагов» вполне возможно поставить на той же мхатовской сцене уже в духе наших дней). Но тем ценнее эти черно-белые кадры, это несколько выспренно звучащее слово и приподнятая масштабность постановки. Тем ценнее, что это наша театральная (и не только) история. Много ли сегодня мы можем увидеть спектаклей, руку к которым приложил один из основателей МХТ Владимир Иванович Немирович-Данченко...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Сергей Юрский
  • 1989
  • 53 мин
  • Драма
  • Михаил Козаков
  • 2004
  • 115 мин
  • Драма
  • Александр Огарёв
  • 2013
  • 143 мин

Театр «Современник»

Прямая трансляция 23 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Павел Коган, Борис Петрушанский

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

Дирижировать будет Александр Сладковский, а ведущим станет Михаил Козырев.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть