Враги
Спектакль

Враги

Московский художественный академический театр имени М. Горького

Год выхода:
1972
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
134 мин.
В ролях:
Леонид Губанов, Марк Прудкин, Владлен Давыдов, Павел Массальский, Алла Тарасова, Маргарита Юрьева, Нина Гуляева, Борис Петкер, Елена Хромова, Николай Алексеев, Владимир Богомолов, Дмитрий Шутов, Алексей Грибов, Иван Власов, Алексей Борзунов, Всеволод Абдулов, Галикс (Георгий) Колчицкий, Виктор Новосельский, Валерий Пушкарев, Мария Титова, Владимир Прошин, Петр Кудлай
Режиссёры:
Мария (Мариэтта) Муат, Владимир Немирович-Данченко, Михаил Кедров, Александр Карев

К столетнему юбилею Максима Горького на сцене МХАТа, носящего имя писателя, восстановили знаменитый спектакль Немировича-Данченко и Кедрова «Враги». Именно этой постановкой открылась московская юбилейная декада.

Сюжет — в канун 1905 г. беспокойство охватило фабрику Скроботова и Бардина. Рабочие требуют уволить несправедливого и жестокого мастера. Хозяева в ответ на требования рабочих закрывают фабрику и подтягивают войска. Жандармы раскрывают активную социал-демократическую организацию, которая действует на фабрике.

По словам Марка Прудкина, что были сказаны им накануне премьеры восстановления, основным в этой пьесе Горького для постановщиков спектакля стало ярко выраженное чувство классовой ненависти. Что не удивительно, хотя и горько, для спектакля, поставленного в 1935 году. Ведь действительно, при всей внешней скупости и лаконичности, спектакль был пронизан острейшим чувством непримиримой борьбы, схватки не на жизнь, а на смерть. Именно этим и определялся его скрытый напряженный ритм и глубокий внутренний динамизм.

Интересны были и те требования, которые новая работа потребовала от актеров. Требования, прежде артистам Художественного театра мало свойственные — яркий темперамент при внешней скупости выразительных средств, а также пристальное внимание к слову. Слову, как дополнительному «оружию» актерского арсенала, а не просто как к выраженным мыслям персонажа. Мхатовским актерам пришлось столкнуться с редким для себя типом театра — не привычным для них театром чувств, а театром мысли, борьбы идей.

Спектакль славился не только яркими центральными ролями, крайне важным тут был и коллективный образ — групповой портрет рабочих, охваченных единой идеей. Причем при всей обобщенности этого образа, каждый характер, его создающий, был индивидуален и наделен своей особой человеческой неповторимостью. Оттенков здесь было много: от чисто народной мудрости, присущей старому рабочему в исполнении А. Грибова, до спокойной и ясной уверенности в собственной правоте и справедливости революционных идей других рабочих. И в новом спектакле эта могучая сила осталась на высоте. Полифония характеров, точно разработанная партитура эволюции единого образа рабочей массы, и снова яркая индивидуальность каждого «из толпы».

В принципе, возобновление 1968 года было довольно кропотливым и педантичным, однако некоторые изменения все же произошли. И коснулись они, прежде всего трактовок образов Захара Бардина и его жены Полины. В версии 1935 года эти роли играли Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова, и тогда образ Захара шел от внешней характерности, от почти карикатурных черт, свойственных дореволюционному дворянину, а образ Полины был решен довольно нейтрально. В исполнении же Павла Массальского и Аллы Тарасовой эта пара стала вызывать в памяти шекспировских героев — Макбета и его супруги. В версии 1968 года Полина стала более активной, более непримиримой, а Захар начал действовать с постоянной оглядкой на нее, как бы проверяя свое отношение к рабочим через жену, через ее настроение.

Возобновленную версию «Врагов» отделяло от премьеры тридцать три года. Безусловно, изменившееся восприятие зрителя — зрителя нового, рожденного совсем в иную эпоху и воспитанного на иных художественных ценностях, — оказало свое влияние на звучание мхатовского спектакля. Тяжело воспринимать «классовую» трактовку сюжета (при том, что сегодня «Врагов» вполне возможно поставить на той же мхатовской сцене уже в духе наших дней). Но тем ценнее эти черно-белые кадры, это несколько выспренно звучащее слово и приподнятая масштабность постановки. Тем ценнее, что это наша театральная (и не только) история. Много ли сегодня мы можем увидеть спектаклей, руку к которым приложил один из основателей МХТ Владимир Иванович Немирович-Данченко...

Смотрите также

Шпаликов
Драма
2018
89 мин
Волки и овцы
Комедия
2018
160 мин
Это всё она
Драма
2018
66 мин