16+

Екатерина Ивановна

Драма
2012
124 мин
Россия
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

«Екатерину Ивановну» на сцене Волковского театра в Ярославле Евгений Марчелли поставил еще до того, как стал в нем главным режиссером. По сути, эта постановка стала своеобразным «пробным шаром» для будущих взаимоотношений режиссера и труппы, режиссера и зрителя. Эта работа стала первой и для приглашенной Марчелли из Петербурга актрисы — Анастасии Светловой, ставшей в последствии примой ярославского театра и в какой-то мере талисманом самого Марчелли.

Пьеса, выбранная режиссером, не может похвастаться продолжительной и бурной сценической историей. Эта драма, написанная Леонидом Андреевым в эпоху Серебряного века, кажется, так и осталась к этой самой эпохе привязанной. Редко (если не сказать почти никогда) режиссерам удается уйти от таящегося в ней декаданса и взглянуть на сюжет и героев не через призму угасающей культуры начала XX века, а из нашего времени.

Марчелли в какой-то степени тоже попадает в плен этой красоты декаданса, вылепливая свою Екатерину Ивановну с оглядкой не только на непосредственного автора, но и на его шведского предшественника — Августа Стриндберга. Ведь и для режиссера (это станет вполне очевидно в дальнейшем, когда Марчелли выпустит еще несколько спектаклей на сцене Волковского театра) тема «войны полов» станет настоящим лейтмотивом творчества. Вечное противостояние мужчины и женщины — безжалостное и бескомпромиссное, где женщина подавляет, а мужчина жалок, но одерживает хоть временную, но победу.

Само по себе, в отрыве от декадентских настроений, происходящая в пьесе Леонида Андреева история — с изменами, семейными скандалами, пальбой из пистолета, обидами и прощениями — является вполне заурядной драмой. Но автор всеми силами пытается придать ей символистской инфернальности, а режиссер на этом пути его поддерживает (выбранный им для своего спектакля жанр — «драма с разрывом»). Чего стоит одна только сценография, предложенная художником Олегом Головко.

С одной стороны, выстроенное им пространство почти стерильно — прямые углы, ровные плоскости задника, что в первом акте слепит белизной, а во втором заволакивает взор кровавыми отсветами. Причем — никакой игры в поддавки: шершавую белую стену прямо на наших глазах монтировщики затянут красной тканью. И это для идиллической сцены в сельской местности! С другой стороны, после этого «кровавого» сценографического вмешательства пространство все дальше уходит от условно-реалистического в мир символов и метафор. Цвета намеренно режут взгляд — алая гостиная с раздражающим зеленым пятном рояля. И обнаженная женская фигура в центре, как итог, вершина этой живописной композиции.

Обнаженная, публично выставленная напоказ собственным мужем здесь — Екатерина Ивановна. Ее красота совершенна, поза повторяет любую из знаменитых Венер. Но красота эта уже мертва…

Не так было в начале этой страшной истории. Витальная сила актрисы Анастасии Светловой, переданная ею своей героине, постепенно от сцены к сцене отравляется неким ядом разложения. В итоге актриса играет драму, если не трагедию, распада человеческой сущности, человеческой души. В Екатерине Ивановне, какой ее представляет зрителю Светлова, намешано столько противоречивых черт и страстей, что временами становится страшно. Страшно от того, что в каждой из этих взаимоотрицающих страстей она настоящая, подлинная. Нежная она или вульгарная? Преданная или порочная? И та, и другая. Просто темная ее часть долгое время была погребена под спудом нормальной жизни, простых и понятных человеческих отношений. Так было до рокового выстрела мужа, заподозрившего невинную жену в измене. Смерть физическая тогда еще не наступила, но жизни пришел конец.

И вот это понимание того, что теперь впереди ее ждет лишь «жизнь после смерти», Анастасия Светлова играет очень точно и очень страшно. Она боится себя, она умирает и утягивает за собой. Актриса с первой же сцены, последовавшей за злосчастным выстрелом играет поруганную женщину. И дальше ей остается только испить это поругание до дна.

Кульминацией становится финальный танец — почти танец Саломеи (к слову, Светловой прежде довелось воплотить и этот изломанный образ). Он отвратителен, конвульсивен, пронизан вакхическими и оргиастическими мотивами. Есть в нем что-то от техники японского танца боли — перед нами уже не только страдание героини, но страдание самой актрисы, черты лица которой искажены, а зрачки расширены. Это окончательный распад. В этом танце, собственно, вся Екатерина Ивановна — и героиня, и спектакль. Эта гнетущая «драма с разрывом»…

Режиссер: Евгений Марчелли
В ролях: Евгений Мундум, Анастасия Светлова, Ирина Чельцова, Виталий Даушев, Татьяна Исаева, Ирина Веселова, Николай Шрайбер, Алексей Кузьмин, Игорь Сидоренко, Олег Новиков, Николай Краснопёров, Игорь Есепович, Илья Варанкин, Любовь Ветошкина, Юлия Знакомцева

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна