Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Куклы

Московский театр на Юго-Западе | 2004 | Россия | Драма | 163 мин.
Режисcёр: Валерий Белякович
В ролях: Валерий Белякович, Евгений Бакалов, Валерий Афанасьев, Ольга Иванова, Алексей Ванин, Валерий Долженков, Фарид Тагиев, Виктор Борисов, Надежда Бычкова, Фарид Тагиев, Карина Дымонт, Алексей Матошин, Олег Леушин, Максим Шахет
2002

8 июля 2004 года можно назвать датой второго рождения Театра на Юго-Западе. Именно в этот день состоялся первый прогон спектакля «Куклы», поставленного руководителем театра Валерием Беляковичем. Спектакль вышел в непростое для театра время. Дух студийности, который Валерий Белякович старался поддерживать в своём коллективе, к началу 28-го сезона был практически утрачен. Премьеры, выходившие на Юго-Западе одна за другой, критики дружно записывали в «провалы». Труппу покинули корифеи: Вячеслав Гришечкин и Сергей Белякович, а Виктор Авилов, которому в «Куклах» предназначалась главная роль, скоропостижно скончался. В атмосфере кризиса Валерий Белякович сумел сделать спектакль-исповедь и заставить критиков и зрителей вспомнить лучшие времена театра на Юго-Западе.


«Куклы» стали таким же хитом, как «Мастер и Маргарита» или «Сон в летнюю ночь». О спектакле говорила вся Москва, а специалисты говорили о новом прорыве режиссера. «Как в давних, старых спектаклях Валерия Беляковича, в «Куклах» царит невероятная, захватывающая энергия,- писала критик Наталья Старосельская в газете «Культура». — И в какой-то момент возникает ощущение повернувшего вспять времени. Страстная эмоциональность, контраст лирики и гротеска, резких и приглушенных красок, графически точная построенных мизансцен, всегда являвшиеся отличительным знаком спектаклей Валерия Беляковича, вновь зазвучала в «Куклах»».


В основе спектакля — пьеса испанского драматурга Хосинто Грау, написанная в 1921-м году. За рубежом она ставилась и имела большой успех, но на русский язык не переводилась. Неопубликованный текст принесли Беляковичу авторы первого перевода. Режиссёр уверенной рукой переписал его, добавив персонажей и превратив фантастическую историю Грау в собственный театральный манифест.


Пьеса рассказывает историю труппы синтетических кукол синьора Пигмалиона, которая разъезжает по всему миру с огромным успехом. Куклы практически неотличимы от живых людей, они разговаривают и мыслят. Их шоу настолько популярно, что публика перестаёт посещать традиционные театры. Антрепренёры городка, в котором остановилась кукольная труппа, вне себя от злости. А их покровитель, герцог Альдукар (в спектакле театра на Юго-Западе его играет Валерий Афанасьев) покорён красотой куклы Пампонины. Причём, настолько, что решается похитить её. Труппа бросается в погоню за похитителем, а вслед за куклами бегут жена герцога, антрепренёры и сам хозяин театра Пигмалион. После азартной погони, они настигают беглецов. Но бунт не прекращается, куклы отказываются выступать перед зрителями. И тогда кукловод-Пигмалион делает все, чтобы между ним и его созданиями порвались таинственные нити, управляющие куклами. Одна за другой на глазах зрителей на сцену падают обездвиженные куклы. И тут появляется настоящий Пигмалион — Валерий Белякович. Тихим, проникновенным голосом он произносит монолог, в котором рассказывает о том, что изменить мир при помощи искусства невозможно, и что он отпускает кукол на волю, потому что в театре должны играть люди, а не марионетки. Этот текст, написанный Беляковичем, многие сочли едва ли не исповедью. «Валерий Белякович построил спектакль на сомнениях в собственном искусстве и совершил мучительный поступок — из тех, которые обязательно войдут в историю,- отмечал Павел Руднев на страницах „Независимой газеты“. — Никогда не писавший театральных манифестов, Белякович превратился в горького мудреца, задумавшегося над недолговечностью театральной идеи и вопросом о праве режиссера на власть над людьми. Но это поступок еще и педагога, потерявшего нить общения с учениками».


Эффектный выход Валерия Беляковича — не единственное, что привлекло к спектаклю внимание публики. Многим запомнились яркие и оригинальные образы кукол, созданные актёрами театра на Юго-Западе. Обаятельный Анатолий Иванов в роли Брандахлыста хохотал и строил уморительные рожи. Вслед за ним появлялись и остальные герои: трогательно-сексуальный Крохобор (Андрей Санников), «бестормозовый» Балабол (Дмитрий Гусев), симпатяжка Херувим (Олег Леушин), мультяшный вояка Капитан Мамона (Александр Задохин), мрачный Педро-Каин (Алексей Матошин), глуповатый Хуан-Болван (Евгений Сергеев), простоватые Дондинелла (Надежда Бычкова) и Марилонда (Ольга Авилова).


Даже эпизодические роли остаются в памяти надолго. Отлично сработали и художники, оформлявшие спектакль. Декорации, состоящие из зеркальных шкафов-трансформеров, лаконичны и оригинальны. А в костюмах угадываются элементы средневековой испанской одежды, знакомые по полотнам великих художников. Текст изобилует хлёсткими фразами и афоризмами, большинство которых, наверняка, принадлежит не драматургу, а автору инсценировки: «Через мясорубку обратного хода нет», «Это в школе дважды два — четыре, а в жизни — у кого как получится», «Пока выбиваешь себе место под солнцем, наступает вечер» и т. д. Перейдя в качестве художественного руководителя в драматический театр имени Станиславского, Валерий Белякович перенёс спектакль «Куклы» на его сцену. Премьера состоялась 17 января 2013 года. Мизансцены и декорации остались прежними, но актёры театра Станиславского сумели привнести в постановку новые смыслы и звучание.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Виктор Рыжков
  • 1986
  • 115 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Леонид Хейфец
  • 1974
  • 158 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Виктор Комиссаржевский
  • 1957
  • 40 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Прямая трансляция 20 октября, в 21:00. Калининград

«Догадки, прорывы, предвидения авангарда»

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть