Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Куклы

Московский театр на Юго-Западе | 2004 | Россия | Драма | 163 мин.
Режисcёр: Валерий Белякович
В ролях: Валерий Белякович, Евгений Бакалов, Валерий Афанасьев, Ольга Иванова, Алексей Ванин, Валерий Долженков, Фарид Тагиев, Виктор Борисов, Надежда Бычкова, Фарид Тагиев, Карина Дымонт, Алексей Матошин, Олег Леушин, Максим Шахет
1781

8 июля 2004 года можно назвать датой второго рождения Театра на Юго-Западе. Именно в этот день состоялся первый прогон спектакля «Куклы», поставленного руководителем театра Валерием Беляковичем. Спектакль вышел в непростое для театра время. Дух студийности, который Валерий Белякович старался поддерживать в своём коллективе, к началу 28-го сезона был практически утрачен. Премьеры, выходившие на Юго-Западе одна за другой, критики дружно записывали в «провалы». Труппу покинули корифеи: Вячеслав Гришечкин и Сергей Белякович, а Виктор Авилов, которому в «Куклах» предназначалась главная роль, скоропостижно скончался. В атмосфере кризиса Валерий Белякович сумел сделать спектакль-исповедь и заставить критиков и зрителей вспомнить лучшие времена театра на Юго-Западе.


«Куклы» стали таким же хитом, как «Мастер и Маргарита» или «Сон в летнюю ночь». О спектакле говорила вся Москва, а специалисты говорили о новом прорыве режиссера. «Как в давних, старых спектаклях Валерия Беляковича, в «Куклах» царит невероятная, захватывающая энергия,- писала критик Наталья Старосельская в газете «Культура». — И в какой-то момент возникает ощущение повернувшего вспять времени. Страстная эмоциональность, контраст лирики и гротеска, резких и приглушенных красок, графически точная построенных мизансцен, всегда являвшиеся отличительным знаком спектаклей Валерия Беляковича, вновь зазвучала в «Куклах»».


В основе спектакля — пьеса испанского драматурга Хосинто Грау, написанная в 1921-м году. За рубежом она ставилась и имела большой успех, но на русский язык не переводилась. Неопубликованный текст принесли Беляковичу авторы первого перевода. Режиссёр уверенной рукой переписал его, добавив персонажей и превратив фантастическую историю Грау в собственный театральный манифест.


Пьеса рассказывает историю труппы синтетических кукол синьора Пигмалиона, которая разъезжает по всему миру с огромным успехом. Куклы практически неотличимы от живых людей, они разговаривают и мыслят. Их шоу настолько популярно, что публика перестаёт посещать традиционные театры. Антрепренёры городка, в котором остановилась кукольная труппа, вне себя от злости. А их покровитель, герцог Альдукар (в спектакле театра на Юго-Западе его играет Валерий Афанасьев) покорён красотой куклы Пампонины. Причём, настолько, что решается похитить её. Труппа бросается в погоню за похитителем, а вслед за куклами бегут жена герцога, антрепренёры и сам хозяин театра Пигмалион. После азартной погони, они настигают беглецов. Но бунт не прекращается, куклы отказываются выступать перед зрителями. И тогда кукловод-Пигмалион делает все, чтобы между ним и его созданиями порвались таинственные нити, управляющие куклами. Одна за другой на глазах зрителей на сцену падают обездвиженные куклы. И тут появляется настоящий Пигмалион — Валерий Белякович. Тихим, проникновенным голосом он произносит монолог, в котором рассказывает о том, что изменить мир при помощи искусства невозможно, и что он отпускает кукол на волю, потому что в театре должны играть люди, а не марионетки. Этот текст, написанный Беляковичем, многие сочли едва ли не исповедью. «Валерий Белякович построил спектакль на сомнениях в собственном искусстве и совершил мучительный поступок — из тех, которые обязательно войдут в историю,- отмечал Павел Руднев на страницах „Независимой газеты“. — Никогда не писавший театральных манифестов, Белякович превратился в горького мудреца, задумавшегося над недолговечностью театральной идеи и вопросом о праве режиссера на власть над людьми. Но это поступок еще и педагога, потерявшего нить общения с учениками».


Эффектный выход Валерия Беляковича — не единственное, что привлекло к спектаклю внимание публики. Многим запомнились яркие и оригинальные образы кукол, созданные актёрами театра на Юго-Западе. Обаятельный Анатолий Иванов в роли Брандахлыста хохотал и строил уморительные рожи. Вслед за ним появлялись и остальные герои: трогательно-сексуальный Крохобор (Андрей Санников), «бестормозовый» Балабол (Дмитрий Гусев), симпатяжка Херувим (Олег Леушин), мультяшный вояка Капитан Мамона (Александр Задохин), мрачный Педро-Каин (Алексей Матошин), глуповатый Хуан-Болван (Евгений Сергеев), простоватые Дондинелла (Надежда Бычкова) и Марилонда (Ольга Авилова).


Даже эпизодические роли остаются в памяти надолго. Отлично сработали и художники, оформлявшие спектакль. Декорации, состоящие из зеркальных шкафов-трансформеров, лаконичны и оригинальны. А в костюмах угадываются элементы средневековой испанской одежды, знакомые по полотнам великих художников. Текст изобилует хлёсткими фразами и афоризмами, большинство которых, наверняка, принадлежит не драматургу, а автору инсценировки: «Через мясорубку обратного хода нет», «Это в школе дважды два — четыре, а в жизни — у кого как получится», «Пока выбиваешь себе место под солнцем, наступает вечер» и т. д. Перейдя в качестве художественного руководителя в драматический театр имени Станиславского, Валерий Белякович перенёс спектакль «Куклы» на его сцену. Премьера состоялась 17 января 2013 года. Мизансцены и декорации остались прежними, но актёры театра Станиславского сумели привнести в постановку новые смыслы и звучание.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1978
  • 108 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Марк Розовский
  • 2011
  • 104 мин

Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского

  • Драма
  • Владимир Семаков
  • 1979
  • 155 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть