На последнем дыхании
Молодой прохвост Мишель Пуакар ворует машину, чтобы добраться из Марселя в Париж, и по дороге убивает полицейского, который хотел его задержать. В Париже у Мишеля свои «заморочки», он ищет встречи с подельником и ждет возврата долга, а главным образом проводит время со своей девушкой Патрисией. Силы правопорядка, похоже, вычислили убийцу, однако ему удается скрываться до тех пор, пока Патрисия не сдает его полиции.
Фильм стал знаменем французской «новой волны», свежего течения, с которым молодое поколение режиссеров восстало против академичного «папиного» кино, вывело действие из павильонов на улицы, обратилось к актуальным, волнующим их современников темам, привнесло дух бунтарства в сценарии и характеры и вкус к творческому эксперименту — в визуальный и звуковой ряд.
Жан-Люк Годар, как и его коллеги Франсуа Трюффо и Клод Шаброль, подвизался сначала критиком в журнале «Кайе дю синема», затем снимал короткометражки. «На последнем дыхании» — дебют режиссера в полнометражном кино. В титрах есть упоминание, что идея сюжета принадлежит Трюффо. Сама история, по преданию, взята из реальной полицейской хроники. По картине и сегодня, будто по документальному фильму, можно изучать топографию Парижа, ведь съемки проходили на городской натуре и в комнатах парижских отелей, с естественными шумами и минимальным дополнительным освещением.
По воспоминаниям очевидцев, на площадке было много импровизации. Годар набрасывал диалоги, присев за столик бистро, подсказывал актерам реплики, как суфлер, прямо по ходу дублей, а если идеи вдруг заканчивались, останавливал работу. Все это резко отличалось от традиций классического кинематографа. Не говоря уже о том, что значительную часть экранного времени пара главных героев вообще проводит в постели (при выпуске в прокат «На последнем дыхании» запретили смотреть зрителям до 16).
Сам процесс порой увлекал участников съемок куда больше результата: вряд ли автор мог предвидеть, что создает культовый фильм, который растащат на цитаты. «Я думал, что снимаю триллер или гангстерское кино, а посмотрел, что получилось, и понял, что это, скорее, Алиса в Стране чудес», — со свойственной ему иронией замечал Годар. Подобно Хичкоку, одному из наиболее чтимых «новой волной» режиссеров, Жан-Люк сам появился у себя в фильме: его персонаж видит в газете фото Пуакара-преступника, замечает того на улице и обращается к полицейскому.
Неприкаянного Мишеля у Годара сыграл Жан-Поль Бельмондо, для которого эта работа тоже стала одной из первых. Тему дерзких маргиналов с антиобщественным образом жизни режиссер с актером еще продолжат, в частности в «Безумном Пьеро». В роли предательницы Патрисии (по сценарию — студентки из Америки) выступила Джин Сиберг. Ее андрогинная ультракороткая стрижка превратилась в одну из самых узнаваемых примет стиля 1960-х.
В 1983 году в США был снят ремейк «На последнем дыхании» с Ричардом Гиром, но поклонники Годара приняли эту ленту прохладно.