Жестяной барабан
Прожив на свете всего несколько лет, Оскар понял, что мир взрослых людей уже опротивел ему своей пошлостью. Тогда Оскар решил перестать расти, чтобы так охранить себя от скверны. От его взора ничто не может укрыться, а обычные взрослые не слишком стесняются при нем, ибо считают Оскара ребенком. Оскар ничего не забывает и ничего не прощает, он жестоко мстит тем, против кого что-то имеет. Дабы не сойти с ума и упорядочить мысли, переполняющие маленький мозг, Оскар время от времени начинает играть на барабане, что становится для него единственным лекарством от болезни под названием «существование». Ему придется многое «переварить», поскольку родился он в Гданьске в тот момент, когда партия Гитлера начала приобретать все больший вес.
Можно считать подвигом Фолькера Шлёндорфа то, что он взялся за экранизацию книги Гюнтера Грасса «Жестяной барабан», очень трудной для киноадаптации, — одного из важнейших романов ХХ века, не просто антифашистского или антибуржуазного. Гюнтер Грасс в своей книге показывает, что фашизм естественно происходит из буржуазности, а та, в свою очередь, из пошлости. Проблема же карлика Оскара в том, что пошлости он может противопоставить лишь иронию, презрение или гнев. В нем нет положительных качеств, и им неоткуда взяться. Оскар — маленький бесенок, который превращает жизнь окружающих в ад, но сам из этого ада выбраться не в состоянии. Поэтому отдельное внимание в книге уделено богохульству Оскара, бросающего вызов небесам, но постоянно оказывающегося в дураках, как он сам ехидно признаёт.
Книгу Грасса, вышедшую в 1959 году в ФРГ, до сих пор сопровождают скандалы, запреты (чаще всего с формулировкой «за порнографию») и публичные дискуссии в разных странах. Поэтому, несмотря на то что Шлёндорф задумал экранизацию как только прочел книгу, ему пришлось ждать почти 20 лет, прежде чем он нашел возможность снять фильм «Жестяной барабан».
При переносе на экран Шлёндорф смягчил многие сюжетные линии романа Грасса. Почти ушел мотив богохульства. Исчез мотив помешательства Оскара: ретроспективное изложение событий в книге обусловлено тем, что повзрослевший Оскар в клинике «отбарабанивает» всю свою прошедшую жизнь в собственном сознании. Шлёндорф же сосредоточился на антифашистском пафосе романа. Он даже закончил сюжет исходом Второй мировой войны, хотя в книге это далеко не финал. Шлёндорф также постарался сохранить все комические (и трагикомические) эпизоды книги. Но важнейшим фактором для успеха фильма стал выбор актера на роль Оскара. Давид Беннент в свои 12 лет выглядел намного моложе и поразительно соответствовал образу Оскара, данному у Гюнтера Грасса. Его грустные и умные глаза сделали героя более симпатичным в глазах аудитории. А гнев Оскара приобрел, возможно, более гуманистический, праведный оттенок.
Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».