Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1994
  • Драма, История
  • Никита Михалков
  • 146 мин
  • 1969
  • Мелодрама, Литература
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин

Орфей

1950 | Франция | Мелодрама | 95 мин.
В ролях: Жан Маре, Франсуа Перье, Мария Казарес, Мари Деа, Анри Кремьё, Жюльет Греко, Роже Блен, Эдуард Дермит, Поль Амио, Рене Ворм
Режисcёр: Жан Кокто

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

1359

Выдающийся французский драматург Жан Кокто переосмыслил греческий миф о поэте и музыканте Орфее, образ которого был лейтмотивом его творчества, и перенес действие легенды в современность. Основой для сценария фильма послужила одноименная пьеса Кокто, написанная в 1926 году. Это вторая часть кинотрилогии «Кровь поэта», «Орфей», «Завещание Орфея», создание которой растянулось на три десятилетия – с 1930 по 1959 год.


Орфей (Жан Маре), обласканный славой поэт, живет на загородной вилле с любимой женой Эвридикой (Мари Деа). Однажды в кафе он становится свидетелем драки, в результате которой гибнет его талантливый молодой коллега и соперник в творчестве Сежест. Таинственная женщина в черном (Мария Казарес), сопровождавшая Сежеста, увозит бездыханного юношу и приглашает Орфея следовать за ней. Видя, как дама оживляет призрак погибшего и ведет его за собой в зазеркалье, Орфей понимает, что перед ним сама Смерть. Она полюбила Орфея и приходит к нему каждую ночь сквозь зеркало, дверь в потусторонний мир.


Дама в черном оставляет в распоряжении возлюбленного свой лимузин, а в нем – ламповый радиоприемник, который вдруг начинает нашептывать герою поэтические строки. Отныне Орфей, позабыв о супруге, будет все время проводить в гараже, ловя каждое слово из динамика (размеренное семейное счастье с Эвридикой рождению стихов не способствовало). Движимая запретной страстью, Смерть хочет воссоединиться с любимым в мире теней, но по ошибке убивает Эвридику. Орфей отправляется за женой в царство мертвых...


В режиссерской концепции Кокто и в актерском решении Казарес (на эту роль претендовали также Марлен Дитрих и Грета Гарбо) печальная, с низким голосом и потусторонними глазами Смерть стала воплощением жертвенной любви и самым трагическим образом картины. Кокто верил, что мертвые совсем недалеко – мы разделены с ними, как две стороны одной медали. Ему же приписывают высказывание «Смерть поэта должна пожертвовать собой, дабы сделать его бессмертным». И еще: «Кино снимает смерть за работой».


Фильм не только побуждает зрителей задуматься о призвании поэта и природе творчества, но и демонстрирует смелые сюрреалистические эксперименты в области спецэффектов и киноязыка. Специалисты и сегодня смакуют эпизоды «Орфея», где вопиюще нарушены законы физики, где сила притяжения отсутствует, фигура поэта становится прозрачной, пейзаж за окном мчащегося автомобиля трансформируется из позитива в негатив.


Кокто мог воплотить на экране любую поэтическую метафору, грезу, бред, где зеркала оказываются «вратами, через которые приходит Смерть» (квинтэссенцией визуализации философской мысли стали именно трюки с проходом сквозь зеркала). Потусторонняя реальность, пересечение зыбкой границы между мирами – все это воплощено на экране зримо и убедительно. Так случается, когда в режиссерское кресло садится истинный поэт.



Смотрите также

  • 1948
  • Драма
  • Лоуренс Оливье
  • 155 мин
  • 1966
  • Мелодрама
  • Клод Лелуш
  • 102 мин
  • 1939
  • Комедия, Драма
  • Жан Ренуар
  • 106 мин
День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть