Большое ограбление поезда
Художественные фильмы

Большое ограбление поезда

Год выхода:
1903
Страна производитель:
США
Жанр:
Боевик
Длительность:
12 мин.
В ролях:
Джастес Д. Барнс, Гилберт М. Андерсон, Джон М. Догерти-Старший, Фрэнк Хэнауэй
Режиссёр:
Эдвин Стэнтон Портер

В конце XIXвека в кинематографическом мире Америки царила полная неразбериха. Немногочисленные операторы снимали натурные сценки и короткие хроники неважного качества. Владельцы ярмарочных балаганов покупали кинопродукцию в Англии и во Франции. Между тем, к 1900-му году публика признала и полюбила кинематограф, и с этим невозможно было не считаться. К этому времени у Томаса Эдисона стал работать Эдвин Стэнтон Портер.

В 14 лет Эдвин ушел из дома. Он был рисовальщиком вывесок, театральным кассиром, портным, машинистом сцен, а во время работы киномехаником усовершенствовал проекционный аппарат. Портер стал снимать хроники и продавать их фирме «Эдисон», и Томас быстро сообразил, что способного юношу надо взять на работу. После первых экспериментов со статичной камерой, Портер пришел к необходимости постановки трюков, а также стал использовать различные кинематографические приемы. В 1903-м году в фильме «Жизнь американского пожарного» режиссер впервые в истории американского кино применил связный монтаж документальных сцен пожаров и архивных материалов.

1903-й год оказался для Портера урожайным. Ему принадлежит первая экранизация романа Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома», состоявшая из пролога и 14 картин. А осенью 1903-го года Портер снял настоящий шедевр. «Большое ограбление поезда» - первый холд-ап вестерн.Фильм со сценами вооруженного грабежа, положивший начало новому жанру в американском кино.

За 12 минут, таков хронометраж картины, перед зрителем разворачивается захватывающая приключенческая панорама ограбления поезда шайкой бандитов. Обобрав пассажиров, злодеи захватывают паровоз. Добравшись на нем до условленного места, пересаживаются на лошадей. Преступники еще не знают, что вслед им выехал целый полицейский отряд, и расплата неминуема.

Фильм «Большое ограбление поезда» снимался как в студиях, так и на настоящей железной дороге. Следуя традиции Люмьера, режиссер вышел с камерой на натуру. В ролях: известная фотомодель Мэри Муррей, наездник Фрэнк Ханауей, умевший падать с лошади не разбиваясь, и первый киноковбой Макс Андерсон, позже прославившийся под псевдонимом Брончо Билли.

Огромным шагом вперед стало использование режиссером трюков, усиливающих выразительность сцен. А последовательный рассказ логически подводил к финалу: крупному плану бандита, стреляющего в публику. Все эти приемы Портер опробовал в предыдущих работах, но именно в «Ограблении» он использовал все накопленные умения для достижения максимального драматического эффекта. В результате был найден особый национальный стиль, определивший стилистику американских приключенческих фильмов.

После премьеры, состоявшейся в Нью-Йорке, фильм «Большое ограбление поезда» с колоссальным успехом прошел по всей стране. С его выходом открылось немало новых кинозалов. В 1908-ом году фильм был показан во Франции в кинотеатре ярмарочного предпринимателя Кобелькова. А в США этот вестерн оставался самым популярным до появления в 1915-ом году фильма «Рождение нации» режиссера Дэвида Гриффита.