2001 год: Космическая одиссея
Классика зарубежного кино

2001 год: Космическая одиссея

Год выхода:
1968
Жанр:
Фантастика
Длительность:
146 мин.
В ролях:
Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд, Шон Битти, Маргарет Тайзэк, Дуглас Рэйн
Режиссёр:
Стэнли Кубрик

Существует легенда, что Стэнли Кубрик хотел застраховать «Космическую Одиссею» на случай, если инопланетный разум установит контакт с человечеством прежде, чем будет завершена работа над фильмом. А сцена приземления на Луну из первой половины картины казалась настолько реалистичной, что многие до сих пор верят: Нил Армстронг не летал на Луну, а только снялся в постановке полета. И снимал его Кубрик.

Сюжет «Одиссеи» посвящен путешествию космического корабля на Юпитер. На планете обнаружен таинственный черный монолит, источник невероятной энергии: миллионы лет назад подобный артефакт научил приматов пользоваться орудиями труда, запустив процесс эволюции человека. Какие новые открытия таит в себе черный камень? Чтобы узнать это, астронавтам нужно сперва добраться до Юпитера. Между тем у суперкомпьютера HAL 9000 сложилось собственное мнение как о целях экспедиции, так и о допустимых потерях в личном составе.

К написанию сценария Кубрик привлек одного из популярнейших фантастов того времени Артура Чарльза Кларка. Главную задачу авторы видели в том, чтобы поставить в фильме как можно больше вопросов и дать на них как можно меньше ответов (ради этого Кубрик выбросил из итоговой версии картины целых 19 минут).

Режиссер стремился добиться невероятной реалистичности. В работе над интерьером космического корабля, как и в разработке отдельных технологических узлов, принимали участие специалисты NASA. А сложные комбинированные съемки, имитировавшие межзвездный полет, до сих пор считаются непревзойденными по качеству. Работа над фильмом заняла около четырех лет.

Поначалу зрители приняли «Одиссею» довольно прохладно. И немудрено: первое слово в фильме звучит через двадцать минут после начала, десять минут из них занимает та самая сцена посадки на Луну – без единого звука, только музыка Чайковского. Финал картины тоже абсолютно бессловесен – одно причудливое видение сменяет другое, в итоге оставляя зрителя перед очередной загадкой без решения. Но публике, похоже, понравилось удивляться и недоумевать: «Одиссея» стала сначала одним из самых обсуждаемых, а потом и одним из самых успешных релизов года (картину посмотрели около 40 млн человек).

Из наград Кубрик получил «Оскар» только за спецэффекты (единственный в карьере режиссера). Зато в 1991 году фильм будет внесен в Национальный реестр США, а Американский институт кино назовет «Одиссею» лучшей научно-фантастической картиной в истории Голливуда. В этом рейтинге Кубрик обошел свой же «Заводной апельсин».

За последующие десятилетия космическую тематику в кино много раз переосмысливали, скрещивая с героическим эпосом («Звездные войны» Джорджа Лукаса), семейным фильмом («Инопланетянин» Стивена Спилберга), экшен («Армагеддон» Майкла Бэя), фильмом ужасов («Чужой» Ридли Скотта). Но «Одиссея» по-прежнему остается уникальной в своем роде. Многие детали в фильме – от кабельного телевидения до айпадов – со временем перешли из области фантастики в область повседневности и быта. А взбунтовавшийся против своих создателей HAL 9000 стал идейным вдохновителем всех будущих скайнетов, альтронов и агентов Смитов. Даже в новом «Интерстелларе» Кристофер Нолан отдал дань уважения опус-магнум Кубрика: саркастический робот TARS – этакий положительный антипод своего излишне рационального прародителя.

«Космическая Одиссея» по праву считается величайшим творением в выдающейся фильмографии Кубрика. Образчик жанра научной фантастики. Космическая опера. Философский трактат о природе человека и его месте во Вселенной. Технологическое чудо, благодаря которому кинематограф совершил прорыв на несколько световых лет вперед.


Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин