Быть или не быть
Художественные фильмы

Быть или не быть

Год выхода:
1942
Страна производитель:
США
Жанр:
Комедия
Длительность:
99 мин.
В ролях:
Кэрол Ломбард, Джек Бенни, Роберт Стэк, Феликс Брессарт, Лайонел Этуилл, Стэнли Риджес, Сиг Руман, Том Дуган, Чарльз Холтон, Джордж Линн
Режиссёр:
Эрнст Любич

Вторая мировая война стала потрясением для всего человечества, и деятели кинематографа не могли не отреагировать на эту трагедию. Кто-то начал работать над выпуском пропагандистских фильмов, кто-то отрефлексировал текущие события героическими военными картинами. Мастера комедийного жанра не остались в стороне и тоже внесли свою лепту в общее дело. Ненависть к нацизму заставила Чарли Чаплина сделать «Великого диктатора». А голливудский режиссер немецкого происхождения Эрнст Любич откликнулся на текущие события фильмом «Быть или не быть», сделанным в уникальном жанре антифашистской комедии.

Любич родился в Берлине в семье портного. В ателье отца шились не только дамские пальто, но и театральные костюмы, так что довольно скоро мальчик решил стать актером, а потом и режиссером. Постепенно талантливый самоучка выработал собственный режиссерский стиль, который киноведы называют «почерк Любича» или даже «прикосновение Любича». Суть его в ироническом подходе к героям, создании легко запоминающихся характеров, неожиданном развитии событий, где грубость народного фарса сменяется изяществом венской оперетты. Не изменил своему методу Любич и при съемках антифашистского фильма.

Действие происходит в Польше до и во время немецкой оккупации. Муж и жена Йосиф (Джек Бенни) и Мария (Кэрол Ломбард) – артисты одного из варшавских театров. Труппа ставит антинацистскую пьесу, но ее, понятно, запрещают, и артисты начинают репетировать бесспорного «Гамлета». Самовлюбленный и тщеславный, но при этом ранимый Йосиф играет принца датского и беспрестанно повторяет центральный монолог пьесы «Быть или не быть», принимая перед зеркалом различные «гамлетовские» позы. Йосиф бесконечно сомневается в том, что роль ему удается. И он едва не лишается чувств, когда на первых словах монолога один из зрителей выходит из зала. Актер и думать не мог, что эта реплика была для молодого красивого летчика паролем, обозначающим, что дорога в гримерную Марии свободна.

«Быть или не быть…» – строчка из знаменитого солилоквия (речь, адресованная самому себе, используется как прием в драматургии) Гамлета из одноименной трагедии Шекспира, произносимого принцем датским перед черепом Йорика. Гамлет рассуждает о жизни и смерти, о действии и бездействии. Любич выбрал именно эти три слова для названия своей картины.

Фильм Любича – одна из самых смешных сатирических комедий в истории кино и одновременно серьезнейшая антивоенная, антигитлеровская сатира, где на фоне важнейших событий эпохи разворачивается очаровательная мелодрама. Неслучайно Франсуа Трюффо назвал фильм «швейцарским сыром, в котором смеется каждая дырочка». Американский киноинститут включил фильм в сотню лучших американских комедий, где она занимает 49-е место.

Отреагировал на комедию и Адольф Гитлер. Несмотря на то что режиссер уже давно снимал свое кино в Голливуде (Любич переехал в Америку еще в 1922 году), в Третьем рейхе каждый житель Берлина знал Эрнста Любича в лицо: по личному распоряжению Гитлера огромный портрет режиссера «Быть или не быть» красовался на фасаде центрального вокзала. Под портретом располагалась табличка с надписью: «Типичный еврей».

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин