Быть или не быть
Художественные фильмы

Быть или не быть

Год выхода:
1942
Страна производитель:
США
Жанр:
Комедия
Длительность:
99 мин.
В ролях:
Кэрол Ломбард, Джек Бенни, Роберт Стэк, Феликс Брессарт, Лайонел Этуилл, Стэнли Риджес, Сиг Руман, Том Дуган, Чарльз Холтон, Джордж Линн
Режиссёр:
Эрнст Любич

Вторая мировая война стала потрясением для всего человечества, и деятели кинематографа не могли не отреагировать на эту трагедию. Кто-то начал работать над выпуском пропагандистских фильмов, кто-то отрефлексировал текущие события героическими военными картинами. Мастера комедийного жанра не остались в стороне и тоже внесли свою лепту в общее дело. Ненависть к нацизму заставила Чарли Чаплина сделать «Великого диктатора». А голливудский режиссер немецкого происхождения Эрнст Любич откликнулся на текущие события фильмом «Быть или не быть», сделанным в уникальном жанре антифашистской комедии.

Любич родился в Берлине в семье портного. В ателье отца шились не только дамские пальто, но и театральные костюмы, так что довольно скоро мальчик решил стать актером, а потом и режиссером. Постепенно талантливый самоучка выработал собственный режиссерский стиль, который киноведы называют «почерк Любича» или даже «прикосновение Любича». Суть его в ироническом подходе к героям, создании легко запоминающихся характеров, неожиданном развитии событий, где грубость народного фарса сменяется изяществом венской оперетты. Не изменил своему методу Любич и при съемках антифашистского фильма.

Действие происходит в Польше до и во время немецкой оккупации. Муж и жена Йосиф (Джек Бенни) и Мария (Кэрол Ломбард) – артисты одного из варшавских театров. Труппа ставит антинацистскую пьесу, но ее, понятно, запрещают, и артисты начинают репетировать бесспорного «Гамлета». Самовлюбленный и тщеславный, но при этом ранимый Йосиф играет принца датского и беспрестанно повторяет центральный монолог пьесы «Быть или не быть», принимая перед зеркалом различные «гамлетовские» позы. Йосиф бесконечно сомневается в том, что роль ему удается. И он едва не лишается чувств, когда на первых словах монолога один из зрителей выходит из зала. Актер и думать не мог, что эта реплика была для молодого красивого летчика паролем, обозначающим, что дорога в гримерную Марии свободна.

«Быть или не быть…» – строчка из знаменитого солилоквия (речь, адресованная самому себе, используется как прием в драматургии) Гамлета из одноименной трагедии Шекспира, произносимого принцем датским перед черепом Йорика. Гамлет рассуждает о жизни и смерти, о действии и бездействии. Любич выбрал именно эти три слова для названия своей картины.

Фильм Любича – одна из самых смешных сатирических комедий в истории кино и одновременно серьезнейшая антивоенная, антигитлеровская сатира, где на фоне важнейших событий эпохи разворачивается очаровательная мелодрама. Неслучайно Франсуа Трюффо назвал фильм «швейцарским сыром, в котором смеется каждая дырочка». Американский киноинститут включил фильм в сотню лучших американских комедий, где она занимает 49-е место.

Отреагировал на комедию и Адольф Гитлер. Несмотря на то что режиссер уже давно снимал свое кино в Голливуде (Любич переехал в Америку еще в 1922 году), в Третьем рейхе каждый житель Берлина знал Эрнста Любича в лицо: по личному распоряжению Гитлера огромный портрет режиссера «Быть или не быть» красовался на фасаде центрального вокзала. Под портретом располагалась табличка с надписью: «Типичный еврей».

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин