Отец — Дневник одной веры
В 1961 году Иштван Сабо окончил режиссерский факультет Института театрального искусства и кинематографии в Будапеште, где он учился в мастерской Феликса Мариашши. Сабо даже недолго поработал ассистентом Мариашши, считавшегося лидером послевоенного поколения венгерских кинематографистов, после чего начал снимать короткометражки. В своих первых самостоятельных фильмах Иштван Сабо экспериментировал со стилем и приемами, которые успешно использовали режиссеры французской «новой волны».
В 1964-м вышла его первая полнометражная картина «Пора мечтаний» — тонкая, атмосферная, лирико-исповедальная. Так Сабо нарабатывал, нащупывал собственный, фирменный стиль, который впоследствии будет узнаваем с первых кадров.
Гораздо более уверенной вышла у Сабо следующая работа «Отец — Дневник одной веры», будто бы отзвук фильма «Германия. Год нулевой», снятого Роберто Росселини в 1948 году. Столь же унылы и убоги виды послевоенной Венгрии, как и ГДР, той части Германии, о которой рассказывал Росселини. Главный герой фильма Сабо — подросток Тако. На его хрупкие детские плечи режиссер взвалит свою и общую веру и надежду на будущее возрождающейся страны.
Тако практически не помнил умершего сразу после войны отца, но ему обязательно нужно было сохранить память о нем. Поэтому, стирая границы между снами, воспоминаниями и реальностью, Тако стал придумывать биографию своему отцу, в которой тот был умным, отважным, добрым. Как раз таким, на которого мальчик очень хотел бы походить, когда он вырастет и обязательно станет героем. Юношей Тако влюбляется в Анни. Однажды Анни расскажет Тако о том, что пережили евреи во время холокоста. Как истинная дочь своего народа она навсегда сохранит память о тех страшных событиях. На молодого человека ее рассказ подействует неожиданным образом: Тако решит узнать, каким же на самом деле был его отец.
«Отец» — первая лента Иштвана Сабо, где каждый предмет, каждое место обладают почти сакральным значением. Благодаря чему в ней не найти ни одного лишнего, бессмысленного эпизода. Мальчик вырастает, и игра разума перестает походить на игры в солдатиков или на игры в чемпионов. Наступает момент, когда герои выглядят иначе, чем этого хотелось бы. И важно начать жить настоящей жизнью.
Картина «Отец — Дневник одной веры» принесла Сабо несколько международных наград: приз за режиссуру на кинофестивале в Каннах (1967), главный приз международного кинофестиваля в Москве в 1967 году, приз за лучший сценарий в Вальядолиде (1968), специальную премию на МКФ в Локарно в 1967 году. Сабо становится лидером молодых венгерских режиссеров.
Всемирное признание укрепило режиссера в мысли о том, что он точно угадал со стилистикой и темой. Поэтому Сабо продолжил ее развивать в новой картине «Любовный фильм», объединив эту картину со своими первыми работами в трилогию.
Это лирические фильмы, основанные на автобиографических (или просто биографических) сюжетах, завязанных на истории Венгрии и одновременно анализирующих влияние Второй мировой войны на судьбы людей и страны. Они привлекали зрителей остротой, яркими чувствами и личностным обаянием автора. Ничем таким прежде не баловал зрителей венгерский кинематограф.