Лицо со шрамом
Художественные фильмы

Лицо со шрамом

Год выхода:
1932
Страна производитель:
США
Жанр:
Длительность:
93 мин.
В ролях:
Пол Муни, Энн Дворак, Карен Морли, Осгуд Перкинс, Джордж Рафт
Режиссёры:
Ховард Хоукс, Ричард Россон

Шедевр Ховарда Хоукса интересен и как памятник кино, и как почти хроникальный документ эпохи. «Лицо со шрамом» – это реакция американского кинематографа на разгул преступности в стране в годы Великой депрессии. Описанные в фильме события – история карьерного взлета гангстера Тони Камонте.

Начальные титры ленты предваряют слова, написанные на черном фоне: «Этот фильм – приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Все происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма – потребовать у правительства ответа на простой вопрос: что вы намерены предпринять? Правительство страны – ваше правительство. Что ВЫ намерены предпринять?»

В главном герое Тони Камонте (Пол Муни) без труда угадывается фигура легендарного гангстера 20–30-х годов прошлого века, лидера организованной преступности в Чикаго, чье имя неразрывно связано с периодом Великой депрессии, – Аль Капоне. Хотя Бен Хект, работавший, до того как стать одним из самых успешных и востребованных сценаристов классического Голливуда, репортером криминальной хроники, утверждал, что на самом деле вдохновлялся биографиями совсем других гангстеров. А знаменитый шрам, наподобие украшавшего лицо Аль Капоне, появился у главного персонажа из маркетинговых соображений – так было проще привлечь зрителей в кино.

По сути, Хоукс впустил на экран реальную жизнь улиц – со всей ее грязью и запредельным насилием – в противовес лицемерию и бессилию государства, которое в это время безуспешно боролось с мафией. Более того, Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приняла в 1930 году кодекс Хейса, этический свод законов Голливуда, запрещающий в том числе изображать в кино преступления и преступников так, чтобы они вызывали симпатию у зрителей. Именно этому кодексу фильм обязан двухлетней задержкой перед выходом в прокат, а также некоторым цензурным изменениям и подзаголовком «Позор нации» (видимо, чтобы у зрителей не осталось сомнений относительно того, кто именно в этом фильме плохой парень).

Вместе с нестабильной экономической ситуацией в стране и спровоцированной ею социальной катастрофой фильм Хоукса совпал с очередной технологической революцией – в кино только что пришел звук. Так что Пол Муни, воплотивший образ Тони Камонте, стал одним из первых, кто сложил вместе все три компонента, необходимых идеальному кинозлодею: запоминающуюся внешность (шрам), колкие фразы («Послушай, малыш, в этом бизнесе есть только один закон, которому ты должен следовать, чтобы избежать неприятностей: делай все первым, делай самостоятельно и не останавливайся») и, наконец, грохот выстрелов (Тони орудует автоматом Томпсона, который в шутку называет «печатной машинкой»).

Кроме звуковых спецэффектов, фильм содержит рекордное количество визуальных образов, ставших классикой. В частности, картина начинается со сложнейшего двухминутного эпизода, снятого без единой монтажной склейки. Тони Камонте тенью подкрадывается к последнему оставшемуся в живых боссу мафии и парой выстрелов развязывает настоящую войну.
Тем не менее самому Капоне фильм пришелся по душе, по слухам, он держал дома собственную копию.

Продюсером фильма стал Говард Хьюз, о судьбе которого много лет спустя Мартин Скорсезе снимет «Авиатора» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. В 1983 году Брайан де Пальма сделал ремейк фильма с Аль Пачино в главной роли.

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин