Лицо со шрамом
Художественные фильмы

Лицо со шрамом

Год выхода:
1932
Страна производитель:
США
Длительность:
93 мин.
В ролях:
Пол Муни
,
Энн Дворак
,
Карен Морли
,
Осгуд Перкинс
,
Джордж Рафт
Режиссёры:
Ховард Хоукс
,
Ричард Россон

Шедевр Ховарда Хоукса интересен и как памятник кино, и как почти хроникальный документ эпохи. «Лицо со шрамом» – это реакция американского кинематографа на разгул преступности в стране в годы Великой депрессии. Описанные в фильме события – история карьерного взлета гангстера Тони Камонте.

Начальные титры ленты предваряют слова, написанные на черном фоне: «Этот фильм – приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Все происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма – потребовать у правительства ответа на простой вопрос: что вы намерены предпринять? Правительство страны – ваше правительство. Что ВЫ намерены предпринять?»

В главном герое Тони Камонте (Пол Муни) без труда угадывается фигура легендарного гангстера 20–30-х годов прошлого века, лидера организованной преступности в Чикаго, чье имя неразрывно связано с периодом Великой депрессии, – Аль Капоне. Хотя Бен Хект, работавший, до того как стать одним из самых успешных и востребованных сценаристов классического Голливуда, репортером криминальной хроники, утверждал, что на самом деле вдохновлялся биографиями совсем других гангстеров. А знаменитый шрам, наподобие украшавшего лицо Аль Капоне, появился у главного персонажа из маркетинговых соображений – так было проще привлечь зрителей в кино.

По сути, Хоукс впустил на экран реальную жизнь улиц – со всей ее грязью и запредельным насилием – в противовес лицемерию и бессилию государства, которое в это время безуспешно боролось с мафией. Более того, Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приняла в 1930 году кодекс Хейса, этический свод законов Голливуда, запрещающий в том числе изображать в кино преступления и преступников так, чтобы они вызывали симпатию у зрителей. Именно этому кодексу фильм обязан двухлетней задержкой перед выходом в прокат, а также некоторым цензурным изменениям и подзаголовком «Позор нации» (видимо, чтобы у зрителей не осталось сомнений относительно того, кто именно в этом фильме плохой парень).

Вместе с нестабильной экономической ситуацией в стране и спровоцированной ею социальной катастрофой фильм Хоукса совпал с очередной технологической революцией – в кино только что пришел звук. Так что Пол Муни, воплотивший образ Тони Камонте, стал одним из первых, кто сложил вместе все три компонента, необходимых идеальному кинозлодею: запоминающуюся внешность (шрам), колкие фразы («Послушай, малыш, в этом бизнесе есть только один закон, которому ты должен следовать, чтобы избежать неприятностей: делай все первым, делай самостоятельно и не останавливайся») и, наконец, грохот выстрелов (Тони орудует автоматом Томпсона, который в шутку называет «печатной машинкой»).

Кроме звуковых спецэффектов, фильм содержит рекордное количество визуальных образов, ставших классикой. В частности, картина начинается со сложнейшего двухминутного эпизода, снятого без единой монтажной склейки. Тони Камонте тенью подкрадывается к последнему оставшемуся в живых боссу мафии и парой выстрелов развязывает настоящую войну.
Тем не менее самому Капоне фильм пришелся по душе, по слухам, он держал дома собственную копию.

Продюсером фильма стал Говард Хьюз, о судьбе которого много лет спустя Мартин Скорсезе снимет «Авиатора» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. В 1983 году Брайан де Пальма сделал ремейк фильма с Аль Пачино в главной роли.

Смотрите также

Страсти по Владимиру
Комедия
1990
115 мин
Золушка (с тифлокомментариями)
Сказка
1947
79 мин
Небесный тихоход (с тифлокомментариями)
военный фильм, комедия
1945
80 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.