Открытая репетиция «Бах-ансамбля» Гельмута Риллинга
Каталог концертов

Открытая репетиция «Бах-ансамбля» Гельмута Риллинга

Год выхода:
2014
Страна производитель:
Россия

Самое масштабное и грандиозное творение Иоганна Себастьяна Баха, «Страсти по Матфею», по глубине, мастерству, размаху, замыслу и его реализации стоит в одном ряду с шедеврами Леонардо и Микеланджело. Но если для персонального общения с картинами и фресками нам достаточно купить билет в нужный музей и прийти туда в удобное нам время, то для того, чтобы услышать «Страсти» вживую, мы должны ждать счастливого случая.

Для исполнения этого сочинения необходимо собрать вместе огромное количество творческих сил — оркестр, хор, солистов, дирижера, и, крайне желательно, чтобы все эти артисты в совершенстве владели стилевой культурой исполнения баховской музыки. Тут уж наше персональное расписание можно и нужно подстраивать под дату такого концерта, ведь исполнение «Страстей по Матфею» в любой точке мира — огромное событие и для публики, и для самих музыкантов. В ноябре мы сможем услышать это великое сочинение в Москве.

Мирелла Хаген

Мирелла Хаген училась в Карлсруэ у профессора Кристиан Хамп и в Штутгарте у профессоров Ульрики Зоннтаг и Корнелиса Виттхёффта. Принимала участие в мастер-классах Эдит Матис, Ульфа Вёстляйна, Чарльза Спенсера, Хелен Донаф, Хельмута Дойча и других известных педагогов.

Дебютировала в Государственной опере Штутгарта в партии Анхен в получившей широкий резонанс постановке «Вольного стрелка» К.М. фон Вебера (режиссер Ахим Фрайер). В сезоне 2011-2012 выступала на сцене театра Регенсбурга, исполняя парию Гретель в опере Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель». В сезоне 2012-2013 сотрудничала со Фламандской королевской оперой в Антверпене, где исполнила партию Первой девушки цветка в «Парсифале» Р. Вагнера (спектакль удостоен OperaAward, режиссер TatjanaGürbaca, дирижер Элиаху Инбал). Также выступала в Опере Дортмунда и Комической опере Берлина.

Репертуар певицы включает партии: Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Зденка («Арабелла» Р. Штрауса), Папагена («Волшебная флейта» В.А. Моцарта), Валансьенна и Жюльетта Вермон («Веселая вдова» и «Граф Люксембург» Ф. Легара), Воглинда («Золото Рейна» и «Гибель богов» Р. Вагнера) и другие.

Мирелла Хаген выступала на фестивалях в Байрёйте, Любляне, имени Бетховена в Бонне, «Музыкальное лето» в Оберстдорфе, «Неделя Баха» и «Академия Хуго Вольфа» в Штутгарте. В 2014 году Мирелла Хаген дебютировала в Южной Корее и Милане, исполнив мотет Моцарта Exsultate, jubilate и партию сопрано в Магнификате Баха п/у Хельмута Риллинга. Вновь выступила во Фламандской королевской опере, исполнив партию сопрано в до-минорной мессе Моцарта п/у Умберто Бенедетти-Микеланджели.

Среди проектов текущего сезона: дебют в партии Адины в Опере Г. Доницетти «Любовный напиток» и партия Памины («Волшебная флейта» В.А. Моцарта) в Государственной опере Брауншвейга.

Лидия Виньес Кертис

Лидия Виньес Кертис получила образование как скрипачка в Барселоне и Тулузе. Затем училась вокалу у Хорхе Сирены в Барселоне и в Schola Cantorum в Базеле. Принимала участие в мастер-классах Ричарда Левитта, Дэвида Мейсона и Розы Домингес. Дебют певицы состоялся на Оперном фестивале в Амброне (Франция).

В 2013 году Лидия Виньес Кертис стала победительницей конкурса Академии Баха в Штутгарте, после чего получила приглашение от дирижера Гельмута Риллинга принять участие в гастролях по Германии и Южной Америке со «Страстями по Матфею» И. С. Баха. Под управлением Риллинга она также выступала в Церкви Святого Фомы в Лейпциге, City Hall в Гонконге и Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве («Страсти по Матфею», «Рождественская оратория» и Месса си минор Баха).

Певица принимала участие во многих европейских фестивалях музыки барокко. Сотрудничала с известными дирижерами, среди которых Жорди Саваль, Жозеп Понс, Джованни Антонини, Карл Фридрих Берингер, Мануэль Вилас, Габриэль Гарридо, Мартан Жестер, Кай Йоханссен, Филипп Пьерло. В репертуаре Лидии Виньес Кертис — партии в операх, ораториях и кантатах Монтеверди, Шарпантье, Пёрселла, Баха, Генделя, Перголези, Скарлатти, Вивальди, Порпоры, Глюка, Гайдна, Моцарта, Россини, Дюрона, Литереса. Среди ярких выступлений последних лет — оратория «Атлантида» М. де Фальи с Национальным оркестром Испании, Реквием Моцарта с Мюнхенским филармоническим оркестром и опера «Ринальдо» Генделя (партия Гоффредо) на фестивале в Сантьяго-де-Компостела.

Лидия Виньес Кертис участвовала в записях диска «Война и мир в Европе эпохи барокко» под управлением Жорди Саваля, серенады “l’Angelica” Созы-Карвалью (дирижер — Педро Кастро) и альбома “Tonos Humanos” с Мануэлем Виласом (арфа).

В планах артистки — выступления в барселонском в театре Лисеу в роли Асканио в опере «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Театре Елисейских Полей в партии Зульмы в «Итальянке в Алжире» Россини (дирижер — Жан-Клод Мальгуар), гастроли в Германии с кантатами Баха (дирижер — Гельмут Риллинг), Японии, Сингапуре и Нидерландах со «Страстями по Матфею» (дирижер — Сигизвальд Кёйкен).

Лотар Одиниус

Лотар Одиниус обучался вокалу в Берлинском университете искусств (проф. Анке Эггерс). Посещал мастер-классы Дитриха Фишер-Дискау, Ингрид Бьёнер, Альфредо Крауса. С 2000 года регулярно берет уроки у Гундулы Хинтц и Нийла Семера.

Л. Одиниус получил международную известность как исполнитель широкого профиля, владеющий репертуаром от барокко до современности. Певец выступает на известных международных фестивалях и в крупнейших концертных залах мира от Вены, Берлина, Милана и Лондона до Нью-Йорка. Сотрудничал с такими известными дирижерами, как Николаус Арнонкур, Томас Хенгельброк, Филипп Херревеге, Нэвилл Мэрринер, Кирилл Петренко, Гельмут Риллинг, Андраш Шифф, Петер Шрайер, Кристиан Тилеманн, Франц Вельзер-Мёст, Ивор Болтон, Адам Фишер, Эммануэль Хайм, Эндрю Манце, Ханц-Кристоф Радеманн, Андреас Шперинг. Участвовал в многочисленных записях на радио и CD.

Среди концертных постановок, в которых пел Одиниус: «Король Олаф» Элгара (Штутгарт), «Сотворение мира» Гайдна (Будапешт), «Рай и Пери» Шумана (Лахти, Финляндия), «Альфонсо и Эстрелла» Шуберта (Вена, Цюрих), Месса си-минор И. С. Баха (Люцернский фестиваль), Страсти по Матфею и Страсти по Иоанну И. С. Баха (Амстердам, Берлин, Бонн, Дижона, Дрезден), «Байка про лису, петуха, кота да барана» Стравинского (оперный театр Торонто), «Ниоба, царица Фив» А. Стеффани (фестиваль в Шветцингене).

Наряду с концертными выступлениями, Лотар Одиниус реализуется и как оперный исполнитель. Особенно удаются ему лирические моцартовские персонажи. Партию Тамино («Волшебная флейта») он исполнил на Глайндборнском фестивале и в Королевской опере «Ковент-Гарден» (дирижер Колин Дэвис); партию Луция Суллы (в одноименной опере) на фестивале «Неделя Моцарта» в Маннгейме. В Парижской национальной опере спел Абраса («Идоменей»), в партиях Тамино и Тита («Милосердие Тита») выступил на сцене Кёльнской оперы. Недавно дебютировал в заглавной партии в опере «Идоменей» Моцарта в театре Клагенфурта.

Летом 2011 года Лотар Одиниус успешно дебютировал на Байрейтском фестивале в опере «Тангейзер» Вагнера (Вальтер фон дер Фогельвейде), дирижер Т. Хенгельброк. В этой же роли выступал и на следующих фестивалях с дирижерами К. Тилеманном и К. Петренко. В сезоне 2013/14 на фестивале также выступил в опере «Золото Рейна» Вагнера.

Тобиас Берндт

Тобиас Берндт начал заниматься музыкой в знаменитом дрезденском хоре мальчиков «Кройцкор». Позднее учился в Высшей школе музыки и театра имени Ф. Мендельсона в Лейпциге и Университете музыки и исполнительского искусства в Мангейме. Участвовал в мастер-классах Дитриха Фишера-Дискау, Томаса Квастхоффа, Тео Адама, Вольфрама Ригера, Норманна Шетлера, Ирвина Гейджа, Акселя Бауни, Юлии Варади.

Тобиас Берндт — лауреат международных конкурсов Брамса в Пёртшахе, имени Шуберта в Граце, конкурсов камерной музыки в Берлине, Байрёйте, Штутгарте и Дортмунде. Был удостоен многих стипендий и других наград.

Репертуар певца включает множество произведений кантатно-ораториального жанра XVII—XX веков, в том числе Мессу си минор и «Страсти» Баха, «Вечерню Пресвятой Девы Марии» Монтеверди, оратории Генделя, Гайдна, Мендельсона, Реквиемы Моцарта, Брамса, Брукнера, Форе, Бриттена, а также оперы Генделя, Телемана, Пёрселла, Моцарта, Вагнера, Доницетти, Россини, Пуччини, Римского-Корсакова, Чайковского.

Тобиас Берндт выступал во многих странах Европы, Азии, Южной Америки, в США и ЮАР. Сотрудничал с Симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестрами лейпцигского Гевандхауза и берлинского Концертхауса, Collegium Vocale Gent, барочными оркестрами La Cetra, The English Concert, L’arpa festante, Хором Церкви Святого Фомы, Дрезденским хором мальчиков и другими коллективами под управлением известных дирижеров, среди которых Марек Яновский, Филипп Херревеге, Гельмут Риллинг, Андреа Маркон, Ханс Кристоф Радеманн, Маркус Крид, Андрей Борейко, Теодор Курентзис, Людвиг Гюттлер, Петер Шрайер, Ховард Арман. Его выступления проходили в лучших залах мира, среди которых Берлинская филармония и амстердамский Консертгебау, цюрихский Тонхалле, Геркулес-холл в Мюнхене, Музикферайн в Вене, на фестивалях И. С. Баха в Лейпциге и Г. Ф. Генделя в Халле, Зальцбургском фестивале, фестивалях в Люцерне, Рейнгау, Дрездене, Штутгарте, Баден-Бадене, Бергене, Гейдельберге, Ла Шез-Дьё, Праге, имени Дягилева в Перми. Певец сотрудничал с оперными театрами Карлсруэ, Лейпцига, Познани, Праги, Перми и другими.

Тобиас Берндт много исполняет камерную музыку — песни Бетховена, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса, Малера, Вольфа, Равеля, Пуленка, Р. Штрауса, Регера, Шёнберга, Веберна, Эйслера.

Искусство артиста представлено в обширной дискографии. Первые CD с его участием как солиста дрезденского хора мальчиков «Кройцкор» вышли в начале 1990-х годов. В числе записей певца разных лет — сочинения композиторов XVII—XVIII веков (Д. Скарлатти, А. Лотти, Ф. Фео, Г. Хомилиуса), мессы Ф. Шуберта, духовные сочинения Ф. Мендельсона.

Клаус Хегер

Клаус Хегер родился в немецком городе Вупперталь, где получил первоначальное музыкальное образование — учился играть на виолончели, фортепиано и органе. Уже в школьные годы он выступал как органист, руководил ученическим хором и оркестром. Профессиональное образование получил в консерваториях Кёльна и Фрайбурга, где обучался вокалу у педагогов Франца Мюллер-Хойзе, Ингеборга Моста и Юргена Глауса. Посещал мастер-классы Зена Юннак, Эрнста Хеффлигера и Дитриха Фишер-Дискау. Будучи студентом, выступал в камерных и оркестровых программах, участвовал в исполнении многих кантатно-ораториальных произведений в Германии и за ее пределами.

Клаус Хегер — лауреат многих вокальных конкурсов, в т. ч. международного конкурса имени Мирьям Хелин в Хельсинки (1989), имени Моцарта в Венеции-Праге-Вене, Всегерманского вокального конкурса в Берлине (1990, I премия), награжден призом «Обердёрфер» в Гамбурге (1992). Обладатель стипендии Президента Германии и Мемориального фонда Вальтера Каминского.

Участник фестивалей в Зальцбурге, Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне, Оперного фестиваля в Шветцингене, Голландского фестиваля, «Недели Баха» в Ансбахе и других.

С 1991 по 1997 гг. был солистом Гамбургской государственной оперы, с 1997 по 2003 гг. — солистом Берлинской государственной оперы. Оперные партии, спетые артистом, свидетельствуют о его универсализме, позволяющем исполнять как старинную, так и современную музыку. Это — «Альцеста» Глюка (Геркулес), «Клеопатра и Цезарь» К. Грауна (Ахулла), «Волшебная флейта» Моцарта (Папагено) и «Лулу» Берга (Слуга). В 2002 году он дебютировал на Байрейтском фестивале в опере «Нюрнбергские майстерзингеры» Р. Вагнера (дирижер Кристиан Тилеманн).

В концертных программах Клаус Хегер выступал с ведущими европейскими оркестрами: Венским и Пражским филармоническими, амстердамским Консертгебау, филармоническим оркестром Ла Скала, симфоническими оркестрами Северонемецкого радио (Гамбург) и Баварского радио, оркестрами Кёльна, Штутгарта, Франкфурта, Лейпцига. Сотрудничал с такими известными дирижерами, как Даниэль Баренбойм, Кент Нагано, Герд Альбрехт, Пьер Булез, Михаэль Гилен, Рене Якобс, Филипп Херревеге, Гельмут Риллинг, Кристоф Перик и многими другими.

Выступления певца записаны на компакт-дисках, радио и телевидении Германии. Среди его дискографии: «Рождественская оратория» Баха с Берлинской Академией старинной музыки (дир. Рене Якобс), «Коронационная месса» Моцарта (дир. Гельмут Риллинг).

В 2004 году К. Хегер приглашен на должность профессора в Высшую школу музыки и театра в Ростоке.

Гельмут Риллинг

Гельмут Риллинг — всемирно известный немецкий дирижер, педагог, ведущий исследователь и пропагандист творчества Иоганна Себастьяна Баха.

Родился в 1933 году в Штутгарте. В 1954 году основал Гехингенский хор (Gächinger Kantorei Choir), а спустя 11 лет — камерный оркестр Bach Collegium Stuttgart. С тех пор оба коллектива — постоянные партнеры. Именно в то время профессор Риллинг начал свою интенсивную работу по исполнению и изучению музыки Баха, которая продолжается уже более 50 лет.

Маэстро гастролирует в странах Европы, Азии и Латинской Америки, США и Канаде со своими коллективами и как приглашенный дирижер. Выступает с ведущими оркестрами мира, включая Венский филармонический, Нью-Йоркский филармонический, токийский оркестр NHK. Более 30 лет тесно сотрудничает с Израильским филармоническим оркестром.

В 1970 году Гельмут Риллинг стал одним из основателей Баховского фестиваля в Орегоне — одного из самых престижных музыкальных фестивалей США, и до 2013 года был его художественным руководителем.

В 1981 году основал Международную академию имени Баха в Штутгарте, цель которой — содействие распространению музыки И. С. Баха во всем мире. Со временем Академия превратилась в масштабный проект: помимо деятельности коллективов под руководством Риллинга (Гехингенского хора и оркестра Bach Collegium Stuttgart), Академия уделяет огромное внимание музыкальному образованию, организует мастер-классы, симпозиумы, конференции, детские программы.

Работа с молодыми музыкантами всегда была одним из приоритетов маэстро. В 2001-2009 годах в рамках Академии он работал с Фестивальным ансамблем Штутгарта, на основе которого создал в 2011 году молодежный «Бах-ансамбль». Создав всемирную сеть Баховских академий, Риллинг приглашает на свои мастер-классы студентов из разных стран.

Гельмут Риллинг — страстный пропагандист малоизвестной хоровой музыки эпохи романтизма и современной музыки. Он регулярно заказывает новые сочинения самым известным композиторам нашего времени.

Неистощимая творческая активность Риллинга отражена в сотнях записей, радио- и телепередачах. Он первым записал все кантаты Баха и стал инициатором проекта Международной Бах-академии по записи полного собрания сочинений Баха. Это уникальное собрание вышло на 172 CD в 2000 году, в год 250-летия со дня смерти Баха, и было высоко оценено критиками. В том же году Риллинг был удостоен премии «Грэмми» за запись Credo К. Пендерецкого, а в 2001 году снова был номинирован на «Грэмми» за запись Deus Passus В. Рима.

Среди последних записей дирижера — сочинения Гайдна, Генделя, Губайдулиной («Страсти и Воскресение Иисуса Христа по Иоанну», получившие премию Echo Klassik Award в 2008 году), концертная запись «Военного реквиема» Бриттена (приз «Выбор редактора» от британского журнала Gramophone), «Реквием» Верди, оратория «Мессия» шведского композитора С.-Д.Сандстрёма, написанная по заказу Риллинга (премьера состоялась в 2009 году на Баховском фестивале в Орегоне под управлением маэстро). В 2013 году вышел CD с записью оратории А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре».

Гельмут Риллинг — обладатель Международной музыкальной премии ЮНЕСКО (1994), премии имени первого федерального президента ФРГ Теодора Хойсса в области демократии и защиты гражданских прав (1995), почетный член Американской академии науки и искусства (2003), удостоен медали Отто Хирша (2004), приза Европейской ассоциации церковной музыки и премии Сэнфорда от Школы музыки Йельского университета (2008). По случаю своего 75-летия был награжден золотой медалью Штауфера — высшей наградой земли Баден-Вюртемберг. В 2011 году получил престижную премию имени Герберта фон Караяна за свою уникальную деятельность по пропаганде творчества И. С. Баха, а также за педагогическую работу во всем мире. В 2013 году за свои уникальные достижения был удостоен премии ECHO Klassik от Немецкой академии звукозаписи (German Phono Academy). В 2014 году удостоен Большого Креста за заслуги со звездой ФРГ.

В последние годы Риллинг ограничил число своих концертных выступлений и сосредоточился на образовательных проектах и мастер-классах, передавая свой безграничные знания творчества И. С. Баха и уникальный опыт исполнения его музыки молодому поколению музыкантов. С этой целью в 2014 году он основал новый «Бах-ансамбль» — коллектив, в который вошли друзья и сподвижники Риллинга, артисты ведущих немецких оркестров, специализирующиеся на исполнении произведений Баха. Сотрудничая с молодыми музыкантами всего мира, они исполняют наиболее значительные произведения Баха и выступают с лекциями-концертами, помогая публике глубже постичь творчество гениального композитора.

В прошедшем сезоне Гельмут Риллинг и «Бах-ансамбль» представили в Москве и Санкт-Петербурге Мессу си минор с хором «Мастера хорового пения». Выступали в городах Германии, Гонконге и Тайпее с «Рождественской ораторией» и кантатами Баха. Вместе с хором Международной хоровой академии в Любеке исполнили «Страсти по Матфею» в городах Польши и Венгрии, затем представили «Немецкий реквием» Брамса в Чили. В планах маэстро и коллектива — «Мессия» Генделя в городах Германии.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) — немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки — токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И.Н.Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф.Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.

Сочинения:

Для солистов, хора и оркестра — Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра — 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром — для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли — 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа — 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира — 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 — 1722, том 2 — 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки — 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава — Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.

«Бах-ансамбль» Гельмута Риллинга

Гельмут Риллинг более 50 лет является ведущим исполнителем и пропагандистом музыки Иоганна Себастьяна Баха. Он первым записал полное собрание сочинений композитора и основал Баховские академии во многих странах мира.

В последние годы профессор Риллинг ограничил число концертных выступлений и сосредоточился на образовательных проектах и мастер-классах, передавая свои безграничные знания творчества И. С. Баха и уникальный опыт исполнения его музыки молодому поколению музыкантов. С этой целью в 2014 году он основал новый «Бах-ансамбль» — коллектив, в который вошли друзья и сподвижники Гельмута Риллинга, артисты ведущих немецких оркестров, специализирующиеся на исполнении произведений Баха. Сотрудничая с молодыми музыкантами всего мира, они играют наиболее значительные произведения Баха и выступают с лекциями-концертами, помогая публике глубже постичь творчество гениального кантора.

В ноябре 2015 года «Бах-ансамбль» Гельмута Риллинга представит Мессу си минор Баха с Академическим хором «Мастера хорового пения» в Москве и Санкт-Петербурге. В декабре — «Рождественскую ораторию» и кантаты Баха в Гонконге, Тайпее и городах Германии. В марте 2016 года вместе с хором Международной хоровой академии в Любеке Риллинг и его ансамбль исполнят «Страсти по Матфею» в городах Польши (Катовице) и Венгрии (Будапешт, Печ). Затем коллектив во главе с Г. Риллингом отправится в Чили, где запланирована серия исполнений «Немецкого реквиема» Брамса.

Состав «Бах-ансамбля»:

Рейчел Риллинг — концертмейстер
Анна Росицка, Мари Гаучи-Анселин, Камилла Гласс, Анне Ротхаупт, Стефан Пинтев, Анне Розер, ФабианБишоф, ОдилеБиард — скрипки
Сара Риллинг, Алина Санитер, Кристина Лабитцке — альты
Давид Адорьян, ЭглантинаЛатил — виолончели
Альберт Лохил — контрабас
Матье Гаучи-Анселин, Коринна Шульц — флейты
Юлмия Штробель-Бенш, Кирсти Уилсон, Эмили Росс — гобои
Гюнтер Пфитценмайер, Джи-ТингХуанг — фаготы
Норберт Шмидт-Лауксманн — литавры
Ханс-Кристиан Мартин — орган

Академический Большой хор «Мастера хорового пения»

Академический Большой хор создан в 1928 году; его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. Впоследствии коллективом руководили выдающиеся музыканты – Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. За неполный век хором исполнено более 5000 сочинений отечественных и зарубежных композиторов – опер, ораторий, кантат, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие записи хора вошли в золотой фонд отечественной музыки, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова и других композиторов.

С Большим хором работали дирижеры Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Гельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анжела Георгиу и многие другие. Хор выступал в лучших залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» гастролируют по всей России, в том числе на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 2005 году на должность художественного руководителя Академического Большого хора, получившего к этому моменту название «Мастера хорового пения», был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б. Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается» (2013), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Льва Конторовича исполнялись Реквием Верди, Месса си минор Баха (с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Россини (2014), русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина (2015), был проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

Коллектив – постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова

Хорошо известный в России и за рубежом, этот детский хоровой коллектив был создан в 1944 году на базе Московского хорового училища одним из самых авторитетных русских хоровых дирижеров, профессором Московской государственной консерватории, руководителем знаменитого Русского народного хора Александром Васильевичем Свешниковым (1890-1980).

В наши дни Хор мальчиков Хорового училища имени А. В. Свешникова — носитель уникальной вокальной школы, в основе которой возрождённые традиции древнерусской певческой культуры и музыкального образования. Уровень профессиональной исполнительской подготовки юных певцов настолько высок, что позволяет охватить всю жанровую палитру мировой хоровой музыки: от старинных духовных русских и западноевропейских песнопений до сочинений композиторов XX-XXI вв. В постоянном репертуаре Хора — произведения А. Архангельского, Д. Бортнянского, М. Глинки, Э. Денисова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, И. Стравинского, С. Танеева, П. Чайковского, П. Чеснокова, Р. Щедрина, И. С. Баха, Г. Берлиоза, Л. Бернстайна, И. Брамса, Б. Бриттена, Дж. Верди, И. Гайдна, А. Дворжака, Г. Дмитриева, Ф. Листа, Г. Малера, В. А. Моцарта, К. Пендерецкого, Дж. Перголези, Ф. Шуберта и многих других. Специально для Хора мальчиков писали музыку величайшие русские композиторы XX века – Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.

Счастлива сложилась судьба Хора в творческом содружестве с выдающимися музыкантами нашего времени: дирижерами — Р. Баршаем, Ю. Башметом, И. Безродным, Е. Мравинским, Дм. Китаенко, Дж. Клифом, К. Кондрашиным, Дж. Конлоном, Т. Курентзисом, Я. Латам-Кенигом, К. Пендерецким, М. Плетневым, Е. Светлановым, Э. Серовым, С. Сондецкисом, В. Спиваковым, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Федосеевым, Х.-Р. Флиерсбахом, Ю Темиркановым, Н. Ярви; певцами – И. Архиповой, Р. Аланьей, Ч. Бартоли, П. Бурчуладзе, А. Георгиу, Х. Герзмавой, М. Гулегиной, Ж. ван Дамом, З. Долухановой, М. Кабалье, Л. Казарновской, Х. Каррерасом, М. Касрашвили, И. Козловским, Д. Кюблером, С. Лейферкусом, А. Нетребко, Е. Образцовой, Х. Паласьосом, Ш. Сиссел, Р. Флеминг, Дм. Хворостовским…

Многие известные музыканты в разные годы окончили Московское хоровое училище и были участниками этого уникального хорового коллектива: композиторы В. Агафонников, Э. Артемьев, Р. Бойко, В. Кикта, Р. Щедрин, А. Флярковский; дирижёры Л. Гершкович, Л. Конторович, Б. Куликов, В. Минин, В. Попов, Э. Серов, Е. Тытянко, А. Юрлов; певцы В. Гривнов, Н. Диденко, О. Диденко, П. Колгатин, Д. Корчак, В. Ладюк, М. Никифоров, А. Якимов и многие другие.

Сегодня Хор мальчиков Хорового училища имени А. В. Свешникова – культурное достояние и гордость России. Выступления юных музыкантов приносят славу русской вокальной школе. Хор регулярно выступает с сольными программами в Москве и Санкт-Петербурге, других городах России, за рубежом – в Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Греции, Канаде, Испании, Италии, США, концертирует в составе сводного хора Академии хорового искусства имени В. С. Попова на международных фестивалях во Франции, Германии, Швейцарии, Японии.

Руководитель хора мальчиков – профессор Академии хорового искусства, Заслуженный артист Российской Федерации Александр Шишонков.