Под крышами Парижа
Художественные фильмы

Под крышами Парижа

Год выхода:
1930
Страна производитель:
Франция
Длительность:
96 мин.
В ролях:
Альбер Прежан
,
Пола Иллери
,
Эдмон Т. Гревиль
,
Билл Боккет
,
Пол Олливье
,
Гастон Модо
,
Раймон Эмос
,
Томи Бурдель
Режиссёр:
Рене Клер

Начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось тем, что Великий немой заговорил. В кино пришел звук. Многие кинодеятели пребывали в замешательстве – перестраиваться с немых картин на фильмы с разговорами оказалось делом нелегким. Режиссер Рене Клер, тоже до поры до времени обходившийся в своих лентах без слов, увидел в звуке прежде всего возможность дополнить визуальный ряд, украсив его чудесной музыкой. С тех пор именно Клер считается создателем жанра музыкального фильма, первым образцом и эталоном которого стала побившая все рекорды популярности картина «Под крышами Парижа».

Уличный певец Альбер (Альбер Прежан) из бедного парижского квартала влюбляется в иммигрантку Полу (Пола Иллери). Но красавица нравится и его лучшему другу Луи (Эдмонд Т. Гревиль), и предводителю местных хулиганов Фреду (Гастон Модо). Как-то вечером Пола признается, что боится ночевать дома, поскольку бандит Фред стащил ее ключи. Альбер ведет даму к себе в каморку под крышей, по-рыцарски уступает собственную кровать и, похоже, прочно завоевывает симпатию девушки. Но радужные планы влюбленных неожиданно нарушает непредвиденное обстоятельство: Альбера по ошибке арестовывают за ограбление. За тот месяц, что герой проведет в тюрьме (до того как его оправдают), диспозиция на любовном фронте изменится. Соперничество за сердце ветреной, как выяснится, девушки развернется с новой силой.

Несовершенство техники записи в начале звуковой эры зачастую требовало статичных мизансцен, ограничивало пространство для маневра и камере, и актерам. Рене Клер бросил вызов подобной практике. Он использовал длинные тревеллинги, его камера летала, охватывая одним планом панораму парижских кварталов, затем, спускаясь на людную улицу, могла за несколько секунд вплотную приблизиться к персонажам. Если зритель был отделен от разговаривающих, например, стеклом кафе, то естественным образом переставал слышать их диалог, зато в экшен-эпизодах (например, уличные разборки) экран погружался в темноту, а понять, что происходит, помогали шумы и отдельные реплики.

Будучи поклонником уличных артистов и самодеятельных исполнителей, коими не перестают пестреть парижские улицы, режиссер разглядел большой драматургический потенциал в таком персонаже, как Альбер, в типажах, которые его окружают, в его песнях. Богема, криминалитет, молодые люди без гроша и независимые девушки исправно вдохновляли Рене Клера. Его музыкальные комедии легкомысленны и непринужденны, как и их герои, которые играючи сходятся и расходятся, нравственные метания не их тема. Режиссер приукрашивает жизнь, делая реальность более романтичной. Как только по сюжету назревает серьезная драка, режиссер тут же изящно разряжает обстановку с помощью своей фирменной иронии. Ничего по-настоящему непоправимого с героями случиться не может, зрителю обеспечен счастливый финал, снабженный чарующей французской мелодией.

То, что музыка, пантомима, приемы монтажа в фильме оказались куда красноречивее и эмоциональнее слов, дало повод отдельным критикам упрекать автора в том, что он слишком сдержан в использовании новых возможностей звуковой эры. Но именно такой киноязык, где соблюден баланс изобразительного ряда со звуковым, принес картине мировую славу, а песня Sous les toits de Paris в исполнении Ива Монтана давно стала мировым шлягером.

Смотрите также

Последние каникулы
Семейный
1969
84 мин
Сверстницы
Мелодрама
1959
78 мин
Цветы от победителей
Драма
1999
97 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.