Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1976
  • Мелодрама, Драма
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Последний человек

1924 | Германия | Драма | 101 мин.
В ролях: Эмиль Яннингс, Мали Делшафт, Макс Гиллер, Эмили Курц, Ганс Унтеркирхер, Олаф Шторм, Германн Валлентин, Георг Джон
Режисcёр: Фридрих-Вильгельм Мурнау
3354
Пожилой портье в исполнении актера Эмиля Яннингса очень горд своей работой. Стоя у парадного входа, он ощущает себя лицом отеля, символом его престижа. Особый восторг вызывает у портье его ливрея с латунными пуговицами и золотыми галунами. Однако из-за преклонного возраста его увольняют с должности, отбирают ливрею и отправляют на унизительный труд служителя туалета, где он будет подавать полотенца. Несчастный старик хочет скрыть свой позор от семьи и друзей, даже крадет ливрею, но, когда правда вскрывается, окружающие смеются ему в лицо, потеряв всякое уважение.

Немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, снявший «Последнего человека» (1924), прославился также фильмами «Носферату. Симфония ужаса» (1922), «Фауст» (1926), «Восход солнца» (1927). Он известен как один из наиболее выдающихся постановщиков-экспрессионистов наряду с его соотечественниками Робертом Вине и Фрицем Лангом. Лента «Последний человек» причислена к вершинам его творчества и, помимо прочего, близка русской культуре благодаря разработке типа «маленького человека».

В «Последнем человеке» Мурнау воплотил сложную новаторскую идею: в полуторачасовом немом фильме нет интертитров с диалогами. Режиссер добился от актеров максимальной отдачи, чтобы действие не нуждалось в пояснениях. По словам Мурнау, он хотел очистить кино от всего книжного и театрального, что пришло в фильмы извне и навязано как необходимость. Только такими ограничениями можно выявить саму суть кино, полагал Мурнау.

«Последний человек» – один из первых фильмов, где камера становится подлинным героем повествования. Оператор Карл Фройнд (Karl Freund), через два года снявший еще один шедевр киноэкспрессионизма «Метрополис», в работе над «Последним человеком» крепил камеру на грудь и следовал за актерами на велосипеде, а также спускал ее на проводе с верхних этажей. Мурнау и Фройнд провели успешный эксперимент с «субъективной камерой», то есть камерой, отображающей взгляд конкретного человека.


Несмотря на чистоту замысла Мурнау, интертитры в «Последнем человеке» все же есть, но в этом вина продюсеров. Они посчитали слишком грустным и отталкивающим финал, в котором отчаявшемуся старику остается дожидаться смерти, и решили добавить воодушевляющую развязку. В ней несчастный герой узнает, что унаследовал огромное состояние от миллионера, умершего у него на руках в туалете. В результате старик оборачивает провал в триумф. Мурнау прекрасно понимал, что с такой концовкой идет на уступку, поэтому сделал акцент на ее неестественность: интертитр в финале гласит: «Жизнь старика в реальной жизни должна была закончиться трагически, но автор выражает сочувствие персонажу в этом маловероятном эпилоге». Характерно, что «маловероятный эпилог» стал основой для более оптимистичного названия картины в международном прокате – «Последний смех».

«Последнего человека» нельзя прочувствовать в полной мере, не понимая, почему старик отождествляет свое счастье с простой ливреей. Однако русскому человеку такое положение хорошо знакомо по «Шинели» Н.В. Гоголя, и неудивительно, что в советском прокате фильм Мурнау назывался «Человек и ливрея». В 1958 году в Брюсселе «Последний человек» был включен в число 12 лучших фильмов всех времен и народов.

Смотрите также

  • 1923
  • Комедия, Мелодрама
  • Фред С. Ньюмайер
  • 70 мин
  • 1939
  • Комедия, Драма
  • Жан Ренуар
  • 106 мин
  • 1941
  • Боевик
  • Джон Хьюстон
  • 100 мин
Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть