16+

Как Зоя гусей кормила

Драма
2015
75 мин
Россия
Начать просмотр
Спектакль

Этот спектакль вырос из «эскиза», показанного в рамках лаборатории современной драматургии — она проходила в саратовском ТЮЗе в октябре 2015 года. Пьесу екатеринбургского автора, ученицы Николая Коляды Светланы Баженовой поставил молодой режиссер Андрей Гончаров.

Рецензенты небезосновательно сравнивают пьесу Баженовой с произведениями британского драматурга Мартина Макдонаха — востребованного современного автора, работающего в жанре черной комедии. Для многих спектакль «Как Зоя гусей кормила» окажется зеркалом, в которое смотреться не слишком приятно. Деспотизм, эгоизм престарелых родителей и соответственно безволие, инфантилизм их взрослых чад — эту болезненную тему авторы спектакля раскрывают хирургически точно, решительно. Главные герои — столетняя мама и ее шестидесятилетний сын. Всю жизнь они прожили вместе, и вот родительница вроде бы собралась покидать этот свет. Врачи считают, что Зоя Марковна вот-вот умрет, однако умирающая демонстрирует такие запасы энергии, каким позавидует двадцатилетний. И вся эта ее недюжинная энергия направлена, как всегда, на ее сына Владимира. Жизнь его и так целиком сведена к заботам о маме, а тут мама и вовсе не отпускает его ни на шаг, чувствует, что после ее ухода им может завладеть кто-то другой.

Зоя Марковна волнуется не зря. Единственный друг Владимира сосватал ему домработницу с проживанием — деревенскую девушку Женю. Предлог такой: надо же будет кому-то за хозяйством следить, когда не станет Зои Марковны. Однако, можно предположить, что друг просто желает наконец свести рохлю Владимира с женщиной. Женя по-деревенски решительная, острая на язык. С мамашей не церемонится. В какой-то момент кажется, что история эта потечет, наконец, по спасительному руслу. Что Женька даст укорот ненасытной скандалистке Зое, приголубит затюканного «старшего научного сотрудника» Владимира, возьмет бразды правления в свои натруженные руки и выведет замшелый корабль с мели на глубокую чистую воду. Но, увы, в этой сказке побеждает рок, рутина. Луч света (довольно спорный, но все же) в лице Женьки мелькнул в темном царстве Зои Марковны, да и погас. Остаются опять вдвоем сын с мамой — умирать она раздумала. К финалу спектакль все больше приобретает черты театра абсурда. «Трехтысячный наступил, а ты все никак», — бормочет сын, глядя на мать. То есть, эта музыка будет вечной…

Спектакль саратовского ТЮЗа — смелая «проба пера» начинающих драматурга и режиссера. Конечно, его способна принять публика более-менее продвинутая, готовая к размышлению и рефлексии. Тем отраднее, что спектакль-эксперимент нашел площадку в театре нестоличном. Кстати, к чести саратовских зрителей стоит сказать, что именно они дали шанс этому спектаклю: в ходе лаборатории «Четвертая высота. В поисках общего языка», где и был показан «черновик» постановки, велось зрительское голосование, и «Зоя» стала чемпионом этого рейтинга.

Режиссер: Андрей Гончаров
В ролях: Нина Пантелеева, Алексей Ротачков, Алексей Карабанов, Александра Карельских

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна