Джентльменъ
Спектакль

Джентльменъ

Театр «Современник» на Чистых

Год выхода:
2016
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Комедия
Длительность:
185 мин.
В ролях:
Артур Смольянинов, Виктория Романенко, Илья Древнов, Дарья Белоусова, Шамиль Хаматов, Светлана Коркошко, Ольга Дроздова, Николай Попков , Анатолий Узденский
Режиссёр:
Евгений Каменькович

Когда режиссер Евгений Каменькович предложил эту прочно забытую пьесу к постановке, в театре ахнули: ну до чего же все в ней созвучно нашей жизни! Комедия «Джентльменъ» написана Сумбатовым-Южиным в 1897 году. Премьеру сыграли в Малом театре, спектакль сразу вызвал негодование публики и был на какое-то время снят аж по распоряжению московского генерал-губернатора. К наместнику столицы обратились влиятельные прототипы персонажей пьесы — купцы-толстосумы и продажные журналисты. Сумбатов-Южин действительно воссоздал мир стремительно богатеющих дельцов в неприглядном свете. Если говорить о качестве драматургии, «Джентльменъ» Сумбатова-Южина сильно уступает пьесам Островского, но тем не менее после недолгой опалы пьеса вернулась на московскую сцену и даже была отмечена Грибоедовской премией.

В 2010-м, когда спектакль по пьесе Сумбатова-Южина начали репетировать в театре «Современник», текст более чем вековой давности поразил перекличкой с окружающей реальностью. Художественный руководитель коллектива режиссер Галина Волчек отметила, что в пьесе описана будто сегодняшняя «гламурная, роскошная жизнь, которая обо что-то спотыкается».

Главный герой (сыгранный в «Современнике» темпераментным Артуром Смольяниновым), молодой скоробогач Ларион Рыдлов, хочет слыть джентльменом: сыплет английскими фразами, занимается гимнастикой, разбирается во всех искусствах, да и сам их не чужд — написал вот роман «Бездна» и издал большим тиражом. Однако нет-нет да и вылезает из него развязный мужик. То зуботычину влепит слуге, то жену грубо притиснет в углу. Он женился на красивой образованной девушке из бедной семьи. Кэт — так ее зовут с детства на английский манер. Она была влюблена в талантливого журналиста Остужева, да тот все берег свою свободу, не решался предложить ей руку и сердце. Вот и выскочила она сгоряча за миллионера-дурака.

Кэт замечательно играет в спектакле Виктория Романенко. Если Смольянинов пишет своего Лариона размашистыми жирными мазками, то Романенко ведет роль тонко, психологически последовательно. В отличие от Лариона, который как был дураком, так и остается, Кэт сильно меняется, превращается из наивной девчонки в разочарованную женщину. Ей выпало познать и преимущества, и изнанку роскошной жизни. Вообще, ансамбль в спектакле подобрался сильный. Ролей в пьесе много, и особенно замечательно, что «Джентльменъ» позволил задействовать прекрасных актеров старшего поколения. Например, Светлану Коркошко (она сыграла мудрую, душевно щедрую женщину — мать Лариона), Николая Попкова (горячий правдоискатель Гореев, отец Кэт), Анатолия Узденского (циничный жуир Чечков, дядя Лариона). В спектакле Каменьковича нашла очередное подтверждение способность красавицы Ольги Дроздовой блестяще играть характерные роли: ее героиню Эмму, ушлую хлопотунью и сплетницу, зрители неизменно провожают овацией.

Спектакль оформлен художником Павлом Каплевичем. Несколькими штрихами он замечательно обозначил размах «фантазии» и претензии на оригинальность «новых русских» XIX столетия. Например, в интерьер особняка Лариона Рыдлова поместились два слона (бутафорские, но точно повторяющие объемы оригиналов).

В подборках

Пять новых спектаклей онлайн на портале «Культура.РФ»
«Чайка» Бориса Акунина, «Мадонна с цветком», «Пиковая дама», «Село Степанчиково и его обитатели», «Джентльменъ».