16+

Дьявол

Драма
2015
150 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 серии
Московский театр-студия под руководством О. Табакова

Выпускник мастерской Сергея Женовача Михаил Станкевич сам сделал инсценировку повести Л.Н. Толстого «Дьявол» и поставил по ней спектакль в «Табакерке». До него никто из театральных постановщиков за это произведение Толстого не брался. «Дьявол» — поздняя повесть писателя. Мотив борьбы плоти и духа роднит ее с романом «Воскресение», с повестями «Отец Сергий» и «Крейцерова соната». Специалисты имеют основание утверждать, что «Дьявол» — произведение во многом автобиографическое. Недаром наброски повести то ли сам Толстой, то ли его супруга Софья Андреевна долго прятали под обивкой кресла. Была в жизни молодого графа история, подобная той, что случилась с героем «Дьявола».

Молодой помещик Евгений Иртенев приезжает в свое имение налаживать хозяйство. Он просвещенный человек с принципами. Но природа есть природа, и Евгений заводит тесное знакомство с крестьянкой Степанидой — «не для разврата, а только для здоровья». Платит ей по рублю за встречу. Кажется, эти отношения как начались, так и кончатся — легко, по-деловому. Иртенев последовательно реализует свой план: восстанавливает запущенное хозяйство, раздает долги отца. В какой-то момент женится, приводит в дом достойную хозяйку — очаровательную, утонченную дворяночку Лизу. Она в него влюблена, разделяет все его воззрения. В какой-то момент становится матерью его ребенка. Вроде бы — идиллия. Но герой не может отделаться от страсти к дикарке Степаниде! Зов плоти оказывается не менее сильным, чем моральные принципы.

«Рассказывая историю о молодом человеке, который «для здоровья» завел «сношения» с деревенской бабой Степанидой, а после оказался в западне своей страсти, в театре нашли верный тон, добавили тексту недостающей иронии, не переходя грань, за которой начинается пошлость, — пишет критик Алла Шевелева («Известия»). — И когда на залитом солнцем деревенском дворе застенчивый интеллигент в очках делится своими сокровенными переживаниями, мужская часть зала сочувственно хихикает». Надо сказать, что Иртенева сыграл в спектакле «Табакерки» актер Максим Матвеев — красавец и звезда. Кто-то из критиков считает, что для полной удачи в этой роли ему не хватило внутренней раскованности, умения сыграть не столько человека, сколько животное. Может, и так. Но, безусловно, работа эта для актера этапная.

Инсценировка Станкевича сделана с учетом постоянного присутствия автора в спектакле. Нет, на сцене нет бородатого старца, просто многие авторские оценки и определения присовокуплены к репликам героев. Такой принцип накладывает на каждого из актеров дополнительное задание: нужно то и дело «выныривать» из образа, смотреть на своего героя со стороны, глазами автора. Конечно, это усложняет задачу исполнителей, но зато оставляет в спектакле больше от прозы.

В «Дьяволе» встретились актеры разных поколений. Максим Матвеев — молодой, но уже достаточно опытный актер, а исполнительница роли Степаниды Екатерина Стеблина на момент премьеры была еще студенткой Школы-студии МХАТ. Играют в спектакле и мэтры: Борис Плотников (дядя Иртенева) и Роза Хайруллина (мать Лизы).

В ролях: Максим Матвеев, Борис Плотников, Марина Салакова, Ольга Красько, Алексей Вакарчук, Маргарита Горюнова, Екатерина Стеблина и другие
Режиссер: Михаил Станкевич

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна