Нетерпимость
Художественные фильмы

Нетерпимость

Год выхода:
1916
Страна производитель:
США
Жанр:
Длительность:
210 мин.
В ролях:
Мэй Марч, Роберт Херрон, Мириам Купер
Режиссёр:
Дэвид Гриффит

Фильм Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» вошел в историю как один из самых масштабных и дорогих проектов, аналогов которому трудно найти. Однако и в развитии кинематографа он сыграл решающую роль. В фильме используется новый для того времени киноязык, который переняли все последующие поколения режиссеров.

Гриффит начал снимать «Нетерпимость» в Голливуде летом 1915 года, в основном на собственные деньги, вырученные от своего скандального суперхита «Рождение нации». В Голливуде были построены беспрецедентные по тем временам декорации: например, зал пиршеств Валтасара занимал 1,5 тыс. кв. метров и был высотой 100 метров. Он был украшен огромными статуями слонов. Только на съемки пира Валтасара Гриффит израсходовал 650 тыс. долларов, в то время как средний американский фильм в то время стоил 20 тыс. долларов. Бюджет картины составил около 2 млн долларов, хотя звезд в фильме практически не было.

Четыре новеллы фильма перемежаются сквозной сценой: девушка качает колыбель. Новеллы излагаются параллельно, и в каждой из них прославляются любовь, отвага и честность, а бичуются несправедливость и деспотизм любого рода. Начинаются истории в классическом стиле, как будто открываются главы большого романа, но по мере развития действия сцены становятся короче, а переходы между ними менее заметны, и в финале все четыре действия сливаются в единую симфонию о жестокости и страданиях невинных людей. Лишь американская новелла заканчивается хеппи-эндом, что для того времени было необычным: драматические фильмы такого рода должны были оканчиваться плохо.

Метод «переключения» между сценами из разных новелл с созданием эффекта одновременности происходящего получил название «параллельный монтаж», и Гриффит считается его основоположником. В «Нетерпимости» этот метод тем более сложен, что события в новеллах разделяют многие столетия. Действие фильма происходит в Вавилоне, средневековой Франции, Древней Иудее, Соединенных Штатах начала XX века и охватывает, таким образом, 40 веков.

«Я рассказываю четыре истории, происходящие – каждая – в разных частях света и в разные эпохи, которые в конце накладываются одна на другую», – говорил Гриффит.

Зритель как бы находится в машине времени, откуда он может видеть, что во все эпохи с людьми творится одно и то же. Техническая часть, монтаж, стала важнейшим стилистическим приемом, практически сущностью фильма. В окончательный вариант картины, длящейся 3,5 часа, вошла лишь одна тридцатая часть отснятого материала, тщательно отредактированная Гриффитом.

Фильм вышел в 1916 году и провалился в прокате, практически разорив Гриффита. Многие кинотеатры не ставили фильм в репертуар из-за его продолжительности. Пацифистский пафос картины плохо согласовывался с милитаристскими настроениями того времени. Но главными причинами были новаторская форма и философские амбиции фильма. И если содержание «Нетерпимости» справедливо критиковалось, то достижения Гриффита в области работы над формой стали частью «азбуки» киноязыка, отправной точкой для развития американской, советской и европейской теорий кино.

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин