Призваны сохранить
Документальные фильмы

Призваны сохранить

Год выхода:
2014
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Документальное
Длительность:
26 мин.
Режиссёры:
Владимир Самородов, Марина Труш

Что общего между русской иконой, театром в Венеции Ла Фениче и Большим театром, между островом в Венецианской лагуне Сан-Джорджо-Маджоре и усадьбой Кусково XVIII века?

Связующее звено между ними — реставраторы.

Порой перед ними стоят макрозадачи — воссоздать театр Ла Фениче после крупного пожара или полномасштабная реставрация главного театра России. Их призывают восстановить красоту древней усадьбы, разрушенной временем и революцией. Или владелец острова, ставит целью вернуть своему владению былую культурную значимость.

Но можно также скромно, в одиночестве корпеть над почерневшей иконой в мастерской. Именно Дмитрий Ковалев и определяет главную тему фильма — что есть реставрация. Молодой художник-реставратор убежденно произносит: «Главное — сохранить, а не обновлять…»

К этому призывает и Венецианская хартия (1964) по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест. Этот международный документ, закрепляющий профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия.

Фильм сообщает зрителю интересный факт. Хартия подписывалась в трапезной бенедиктинского монастыря на острове Сан-Джорджо-Маджоре, на фоне величественного полотна Тинторетто.

В 1951 году остров купил граф Витторио Чини и создал там Фонд Джорджо Чини, названный так в память о погибшем в авиакатастрофе сыне. Граф постепенно восстанавливал здания. Теперь фондом руководит его внук Джованни Аллиата ди Монтереале.

Международными экспертами в фильме выступают знатоки проблем Венеции — Элизабетта Фабри и Чезаре Фейффер.

И еще один герой фильма — граф Петр Петрович Шереметев. Авторы фильма сопровождали его визит в музей «Усадьба Кусково XVIII века» после реставрации. Чуть раньше в фильме о проводимых работах в усадьбе рассказывал директор комплекса Сергей Авдонин. В частности, он порадовался, что сохранился достаточно большой кусок аутентичного паркета.

Граф же, только войдя в помещение, опустился на колени и прикоснулся именно к этому куску: «Это для меня праздник. Я благодарен, что мне дали возможность побыть в доме, в котором жил мой отец, когда он был еще ребенком…»

В фильме использованы материалы из личного архива Чезаре Фейффера.

Смотрите также

Борис Куприянов. Дом текста Музейного городка ГМИИ имени А.С. Пушкина
Документальное
2016
23 мин
Борис Фридман. Об одной уникальной находке Ильи Зильберштейна
Документальное
2016
30 мин
Филипп Дзядко. Галина Колганова. О фрагменте плиты с надписью Ашшурнацирапала II
Документальное
2016
18 мин
Никита Стимошенко. Мифы Древнего Египта
Документальное
2016
19 мин