Молчание доктора Ивенса
Художественные фильмы

Молчание доктора Ивенса

Год выхода:
1973
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Фантастика
Длительность:
76 мин.
В ролях:
Жанна Болотова, Борис Романов, Ирина Скобцева, Сергей Бондарчук
Режиссёр:
Будимир Метальников

Картина о трагическом контакте землян с инопланетной цивилизацией, далеко ушедшей вперёд не столько в техническом плане, сколько в духовно-нравственном аспекте. В результате катастрофы над Атлантикой самолёт, на котором находится доктор Ивенс, ученый, занимающийся вопросом продления человеческой жизни, падает в океан. Пришельцы с планеты Орайна спасают несколько пассажиров, которые получили незначительные повреждения органов тела при крушении самолета, удалив из их памяти подробности катастрофы, которые могли травмировать их психику. Оставшиеся в живых пассажиры, пытаются разобраться, что с ними произошло.

«В нашем фильме мы попытались представить, что существует некое совершенное гармоническое общество, глазами которого как бы посмотрят на Землю герой нашего фильма – доктор Ивенс», – говорил режиссер Будимир Метальников.

Вот что писали о картине в 1974 году кинорецензенты газеты «Ленинец»: «При всей фантастичности ситуаций, фильм «Молчание доктора Ивенса» поднимает далеко не праздные проблемы. Ответственность за судьбы мира и каж­дого человека в отдельности, доверие людей друг к другу, сохранение духовных ресурсов человека в век научно-технической революции — все эти вопросы волнуют людей уже сегодня… Не делая ставки на сопереживание, авторы «Молчания доктора Ивенса» обращаются к разуму зрителей. Финальным аккордом фильма становится вложенная в уста телекомментатора мысль Иммануила Канта о наличии двух вещай, спо­собных поразить воображение: звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас. Пока человек не потеряет этого, он будет стремиться к гармонии и совершенству».

«Это была очень тяжёлая картина, – рассказывал режиссер Будимир Метальников. Она оказалась настоящим кладбищем замыслов. Не получались костюмы, декорации – многое. Когда что-то стало удаваться, не дали нужного количества оргстекла. Пришлось согласиться на плёнку, а она ворует свет. Возник иной эффект, и декорация не смотрелась. Спасали положение крупными планами. Фантастика в кино – жанр, который дорого стоит. Мы не научимся делать хорошие фантастические фильмы, пока не поймём, что они требуют безукоризненного изобразительного ряда, причем, ряда, всегда странного, визуально очень яркого, неожиданного, поражающего. Фантастика – значит, и зрелище фантастическое».

По образованию Будимир Метальников – кинодраматург. В 1954 году он окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская Евгения Габриловича и Ильи Вайсфельда). Свой первый полнометражный сценарий, который и стал его дипломной работой, Будимир. Метальников написал в 1953 году, ещё будучи студентом ВГИКа. Всего за годы творческой активности Метальниковым было написано (в том числе и в соавторстве) более двадцати киносценариев. По его сценариям сняты такие известные фильмы, как «Алешкина любовь», «Отчий дом», «Простая история», «Женщины», «Чайковский», «Трижды о любви». Сам, как режиссер, поставил три картины: «Завтрашние заботы» (совместно с Гриорием Ароновым), «Дом и хозяин» и «Молчание доктора Ивенса». В 2002 году режиссер Александр Павловский снял документальный фильм «Будимир Метальников. Сердцевина жизни».

В подборках

Бондарчук. Судьба человека
Творческая судьба великого человека, собранная из его лучших и всеми любимых работ.