Молчание доктора Ивенса
Художественные фильмы

Молчание доктора Ивенса

Год выхода:
1973
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Фантастика
Длительность:
76 мин.
В ролях:
Жанна Болотова, Борис Романов, Ирина Скобцева, Сергей Бондарчук
Режиссёр:
Будимир Метальников

Картина о трагическом контакте землян с инопланетной цивилизацией, далеко ушедшей вперёд не столько в техническом плане, сколько в духовно-нравственном аспекте. В результате катастрофы над Атлантикой самолёт, на котором находится доктор Ивенс, ученый, занимающийся вопросом продления человеческой жизни, падает в океан. Пришельцы с планеты Орайна спасают несколько пассажиров, которые получили незначительные повреждения органов тела при крушении самолета, удалив из их памяти подробности катастрофы, которые могли травмировать их психику. Оставшиеся в живых пассажиры, пытаются разобраться, что с ними произошло.

«В нашем фильме мы попытались представить, что существует некое совершенное гармоническое общество, глазами которого как бы посмотрят на Землю герой нашего фильма – доктор Ивенс», – говорил режиссер Будимир Метальников.

Вот что писали о картине в 1974 году кинорецензенты газеты «Ленинец»: «При всей фантастичности ситуаций, фильм «Молчание доктора Ивенса» поднимает далеко не праздные проблемы. Ответственность за судьбы мира и каж­дого человека в отдельности, доверие людей друг к другу, сохранение духовных ресурсов человека в век научно-технической революции — все эти вопросы волнуют людей уже сегодня… Не делая ставки на сопереживание, авторы «Молчания доктора Ивенса» обращаются к разуму зрителей. Финальным аккордом фильма становится вложенная в уста телекомментатора мысль Иммануила Канта о наличии двух вещай, спо­собных поразить воображение: звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас. Пока человек не потеряет этого, он будет стремиться к гармонии и совершенству».

«Это была очень тяжёлая картина, – рассказывал режиссер Будимир Метальников. Она оказалась настоящим кладбищем замыслов. Не получались костюмы, декорации – многое. Когда что-то стало удаваться, не дали нужного количества оргстекла. Пришлось согласиться на плёнку, а она ворует свет. Возник иной эффект, и декорация не смотрелась. Спасали положение крупными планами. Фантастика в кино – жанр, который дорого стоит. Мы не научимся делать хорошие фантастические фильмы, пока не поймём, что они требуют безукоризненного изобразительного ряда, причем, ряда, всегда странного, визуально очень яркого, неожиданного, поражающего. Фантастика – значит, и зрелище фантастическое».

По образованию Будимир Метальников – кинодраматург. В 1954 году он окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская Евгения Габриловича и Ильи Вайсфельда). Свой первый полнометражный сценарий, который и стал его дипломной работой, Будимир. Метальников написал в 1953 году, ещё будучи студентом ВГИКа. Всего за годы творческой активности Метальниковым было написано (в том числе и в соавторстве) более двадцати киносценариев. По его сценариям сняты такие известные фильмы, как «Алешкина любовь», «Отчий дом», «Простая история», «Женщины», «Чайковский», «Трижды о любви». Сам, как режиссер, поставил три картины: «Завтрашние заботы» (совместно с Гриорием Ароновым), «Дом и хозяин» и «Молчание доктора Ивенса». В 2002 году режиссер Александр Павловский снял документальный фильм «Будимир Метальников. Сердцевина жизни».

В подборках

Бондарчук. Судьба человека
Творческая судьба великого человека, собранная из его лучших и всеми любимых работ.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин