Светлый путь
Художественные фильмы

Светлый путь

Год выхода:
1940
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мюзикл
Длительность:
93 мин.
В ролях:
Елена Тяпкина, Осип Абдулов, Владимир Володин, Рина Зеленая, Анастасия Зуева, Евгений Самойлов, Николай Коновалов, Павел Оленев, Любовь Орлова
Режиссёр:
Георгий Александров
Производитель:
«Мосфильм»

«Светлый путь» — последняя из серии комедий в жанре советского апофеоза, снятых режиссером Григорием Александровым до войны. До этого были «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». К картине об ударнице, стахановке, героине труда Александров и его супруга, Любовь Орлова, подошли абсолютными советскими богами. «Партия и ее великий вождь», как и весь советский народ, в едином порыве ждали от звездной пары нового шедевра. И они его получили.

Писатель, философ Петр Вайль когда-то говорил, что «Светлый путь» — фильм, безусловно, культовый, потому что по нему можно строить жизнь, выбирать модель мировосприятия и поведения. Это абсолютная правда. Из советских партийных вождей в картине упоминается Орджоникидзе, имени Сталина там нет, и орден главной героине вручает некто за кадром, остающийся невидимым. Но культ страны, сакральный культ вождя, который незримо присутствует, кажется, в каждой сцене, в каждом эпизоде жизнеописания девушки из народа Тани Морозовой, — этот культ передается, выплескивается через экран. Он здесь густой, как взбитые сливки.

Если забыть идеологию (хотя забыть ее почти невозможно), «Светлый путь» — безусловный шедевр советского кино. Здесь (особенно в первой части) имеются роскошные гэги, замечательно снятые комбинированные и трюковые сцены. Подвижная камера, фантастические панорамы оператора Бориса Петрова. Конечно, музыка Исаака Дунаевского — как всегда, мелодичная, яркая. Есть даже музыкальный номер с фигуристами — притом что «Серенада солнечной долины» будет снята за океаном только через год.

И актеры в «Светлом пути» работают роскошно. Гранд-дама советского кино Любовь Орлова в свои 38 лет играет 17-летнюю девчонку. Как обычно, она стремилась полностью вжиться в предлагаемые обстоятельства. Известно, что перед съемками «Волги-Волги» Орлова ходила по городу с сумкой письмоносицы и разносила по домам почту. Перед съемками «Светлого пути» три месяца тренировалась в Научно-исследовательском институте текстильной промышленности.

Впервые снялся в комедии Евгений Самойлов. Роль комического альтер эго героя сыграл постоянный актер всех комедий Александрова — эксцентричный Владимир Володин.

«Светлый путь» — история советской Золушки. Только дворцом здесь становится текстильная фабрика, балом — ночная смена, а принцем — инженер. Собственно, сценарий Виктора Ардова поначалу так и назывался — «Золушка». Название не понравилось Сталину — он собственноручно составил список из двенадцати возможных названий и направил его Александрову. Режиссер выбрал «Светлый путь», чем немало огорчил Главкинопрокат, который заранее приготовил к премьере рекламные духи «Золушка» и спички «Золушка».

Архетип Золушки любопытнейшим образом накладывается на советскую реальность вообще и на стахановское движение в частности. В те годы имена шахтера Алексея Стаханова, бригадира тракторной бригады Паши Ангелиной, ткачих Евдокии и Марии Виноградовых гремели по стране. Стахановцы были героями не меньшими, чем спустя четверть века — первые космонавты. В те годы не было понятия «социальный заказ», но по сути «Светлый путь» — идеальный образец роскошного исполнения государственного — политического, социального, идеологического — заказа. Исполнения эффективного и талантливого.

Александров мастерски соединил типовую историю советской ударницы, поднявшейся из социальных низов, производственную драму и сказочно-лубочную стилистику. Счастливый финал по-советски — это орден на грудь, врученный в Кремле, дворцы и фонтаны Всесоюзной выставки, большая машина, которая в финале взлетает над Москвой, облетает статую «Рабочий и колхозница» и торжественно парит над «страной мечтателей, страной ученых». Правда, мест в роскошной черной машине немного. Возможно, потому что другие черные машины уже отвезли других пассажиров по другим адресам.

В подборках

Советские мюзиклы и их знаменитые саундтреки
Смотрим советские мюзиклы и вспоминаем известные киношлягеры.
Любовь Орлова. Звезда киноэкрана
Вспоминаем фильмы, которыми актриса раз за разом покоряла своего зрителя.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин