Попрыгунья
Художественные фильмы

Попрыгунья

Год выхода:
1955
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
85 мин.
В ролях:
Сергей Бондарчук, Владимир Дружников, Евгений Тетерин, Людмила Целиковская, Анатолий Алексин, Василий Бокарев, Георгиу Георгий, Михаил Глузский
Режиссёр:
Самсон Самсонов
Производитель:
«Мосфильм»

Экранизация одноименного рассказа Антона Чехова. В образе героини нашли отражение черты нескольких знакомых писателя, а вот художник Рябовский написан с живописца Исаака Левитана — друга Чехова, которым какое-то время была увлечена Лика Мизинова. После публикации «Попрыгуньи» Левитан обиделся на друга, несколько лет они почти не общались. А Лика всплывет еще в нескольких произведениях Чехова. Главным образом, конечно, в «Чайке», в образе Нины Заречной.

Думается, во многом успех этого фильма обеспечил выбор исполнительницы на роль Ольги Ивановны. Обладательница не только редкой красоты, но и огромного обаяния, актриса Людмила Целиковская абсолютно убедительна в роли лучезарной дилетантки, подающей надежды то в одном искусстве, то в другом. Хотя после выхода картины актриса принимала упреки (на самом деле критики ошиблись адресом, их осуждение касалось героини). «В нашумевшей «Попрыгунье» она снова виртуозно демонстрирует обусловленные женской природой «эгоизм» и «поверхностность», — пишет в статье о Л. Целиковской Игорь Манцов («Новейшая история отечественного кино», 2004). — К сожалению, Антон Чехов был «достоянием республики», идеологически ангажированным автором, поэтому образ, созданный Целиковской, ругали, возводя, в сущности, на героиню напраслину. Писали, что она «вообще никого не любит». Но это не так — скорее, она любит всех; любит того, кто оказался в поле ее зрения, кто теперь ближе, и это не порок холодного сердца, а избыток жизненных сил».

Ольга Ивановна вращается в богемной среде, но в мужья себе выбирает человека основательного — доктора Дымова. В фильме Самсона Самсонова его сыграл Сергей Бондарчук. Осип Степанович покорен изяществом и светскостью Ольги Ивановны, но ему совершенно некогда разделить ее увлечения. Он все дни проводит в клинике, лечит больных. А она порхает от модистки на выставку, с концерта в театр. Сама держит дома салон, мило поет, недурно рисует. Таланты всех мастей любят угощаться в ее столовой. «Ты, Дымов, умный, благородный человек, — говорила она, — но у тебя есть один очень важный недостаток. Ты совсем не интересуешься искусством».

Зато с художником Рябовским Ольга Ивановна на одной волне, оба знают толк в искусстве. Роман был неминуем, и он случился, даже несмотря на привязанность Ольги Ивановны к мужу. Просто с Дымовым ей живется скучно — ни тебе порывов, ни эскапад… Однако после измены Ольга Ивановна чувствует себя виноватой. Художник Рябовский уже тяготится их связью, стал груб. А дома благородный обманутый Дымов заразился дифтеритом. Ольга Ивановна испытывает страшные муки совести, готова сделать для мужа что угодно — но поздно, Дымов умирает.

«Попрыгунья» начинающего режиссера Самсона Самсонова имела огромный успех не только на родине, но и за границей. На 16-м Венецианском кинофестивале картина была удостоена приза «Серебряный лев Святого Марка» I степени и Кубка Пазинетти — премии кинокритиков за лучший иностранный фильм. Союз журналистов Финляндии назвал «Попрыгунью» лучшим иностранным фильмом прокатного сезона — 1955/56.

В подборках

Бондарчук. Судьба человека
Творческая судьба великого человека, собранная из его лучших и всеми любимых работ.