Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1994
  • Драма, История
  • Никита Михалков
  • 146 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин
  • 1969
  • Мелодрама, Литература
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин

Сашка

1981 | СССР | Военный, Драма | 85 мин.
В ролях: Андрей Ташков, Марина Яковлева, Владимир Симонов, Леонид Ярмольник, Юрий Гребенщиков, Вячеслав Молоков, Любовь Соколова, Николай Волков
Режисcёр: Александр Сурин
4801

Фильм, посвященный участникам Ржевской битвы, вышел на экраны в мае 1982 года. История о рядовом, сумевшем остаться человеком даже в условиях Второй мировой войны, впервые появилась на страницах повести Вячеслава Кондратьева. Писатель же и создал сценарий к картине Александра Сурина.

«Я не побоюсь сказать, что образ Сашки - в свои двадцать лет человека идейного и несгибаемого, дерзкого, храброго, справедливого, неунывающего, - такой образ советского солдата, действующего в самых тяжелых условиях войны и не теряющего на ней ни своих принципов, ни своей человечности, кажется мне существенным приобретением нашей современной военной прозы. Больше того, мне даже кажется, что, не прочитай я «Сашку», мне бы чего-то не хватало не в литературе, а просто-напросто в жизни».

Константин Симонов


Эльга Лындина «Своя чужая боль»

...Писатель Вячеслав Кондратьев пришел в литературу рассказом «Сашка» — рассказом о поколении, опаленном войной. Соглашаясь сниматься в фильме-экранизации рассказа Кондратьева, Андрей Ташков обращался не просто к незаживающей памяти народной. Он еще и протягивал нить, которая исторически связывала его ровесников с их отцами и дедами, солдатами Великой Отечественной. Рассказывая о времени, в котором он не жил, актер искал то главное, что помогло советским людям выстоять в страшной битве, то, чем и сегодня жив дух народа.

Ташков играет молодого солдата Сашку, деревенского парня, которому трудно жить на войне. Не потому, что жизнь его ежесекундно подвергается риску — это он воспринимает как свой прямой солдатский долг. Трудно оттого, что все, связанное с войной — кровь, смерть, гибель товарищей, искалеченная земля, что стелется вокруг, — противоестественно мироощущению и натуре его. Человек рожден для жизни, мирной и доброй, — это солдат России впитал с молоком матери...

История Сашки складывается из его фронтовых встреч и разлук, мгновенных обретений и потерь. Из коротких фрагментов, зачастую резко оборванных эпизодов.


Сашка берет в плен молодого немца — до сих пор он никогда не видел так близко врага. Смотрит на рослого, глазастого парня и чувствует его тайный испуг, смотрит на своего сверстника и пытается понять, кем же был этот парень до того, как взял в руки оружие? Сашка мучительно добирается до тех крупиц добра, которые, возможно, сохранились в душе пленного. Добирается, осознавая, что перед ним, в сущности, обманутый мальчишка, сохранивший свое специфическое представление о солдатской чести. Сашка не может не помочь немцу сохранить жизнь — обещает ему не только от самого себя: так написано в листовке, которую с силой тычет в лицо пленному. Обещано это от имени Сашкиной страны. «Товарищ капитан! Я же ему жизнь обещал сохранить! Товарищ капитан, я ему листовку нашу показывал!» — кричит, молит, протестует Сашка, наделенный врожденной нравственностью и точной реакцией на несправедливость в ее разных обличьях. В ответ комбат велит Сашке расстрелять пленного. Эмоциональный накал игры, острота и темперамент актерской природы Ташкова передают нестерпимую боль. Сцена обретает трагическое звучание, и на расстрел Сашка ведет пленного так, будто приговорили его самого. Одно дело для него — открытый бой с врагом, но как выстрелить в стоящего перед тобой безоружного человека? Того, кому ты обещал жизнь?..

Пластически Ташков рассказывает о герое больше, чем если бы дано было ему говорить: ладная, крепкая фигура Сашки теряет солдатскую выправку, он тяжело переставляет ноги, опали плечи. Нельзя не выполнить приказ командира, но невозможно и выполнить его. Два этих противоборствующих начала живут в душе Сашки, и каждый шаг дается ему с неимоверным трудом. А когда приказ все же будет отменен и разрыдается немец, Сашка тоже заплачет, всячески пытаясь скрыть слезы: негоже солдату плакать! Но он плачет тяжелыми слезами, понемногу успокаиваясь, осознавая, что не дал рухнуть вере другого человека, пусть врага, в справедливость своего народа.

Опубликовано в журнале «Смена», 1986 год.

Смотрите также

  • 1923
  • Комедия, Мелодрама
  • Фред С. Ньюмайер
  • 70 мин
  • 1973
  • Драма, Литература
  • Иосиф Хейфиц
  • 97 мин
  • 1980
  • Драма
  • Амиран Дарсавелидзе
  • 63 мин
​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть