Формула любви
Художественные фильмы

Формула любви

Год выхода:
1984
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
86 мин.
В ролях:
Нодар Мгалоблишвили, Александр Абдулов, Семен Фарада, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александра Захарова, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Николай Скоробогатов
Режиссёр:
Марк Захаров
Производитель:
Мосфильм

Фрагмент статьи Нины Нермиловой «Герой бросает вызов Создателю и проигрывает», опубликованной в журнале «Нева», 2007 год:

В фильме «Формула любви» (режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин), граф Калиостро, величайший авантюрист XVIII века, пытается вывести формулу любви, бросая тем самым вызов Всевышнему.

Вот как об этом написано в сценарии фильма: «Он (Калиостро) достает бумагу, испещренную какими-то значками и цифрами, – смотри! Здесь все учтено… Знакомство… Тайное влечение… Ревность… Отчаяние… Все это подлежит моделированию. И если в конце вспыхивает огонь чувств, то значит, не Бог его зажег, а человек. И, стало быть, мы равны…

– Вот ты с кем соревнуешься, – покачала головой Лоренца.

– Да! – торжествующе произнес Калиостро. – Другие соперники мне не интересны…»

Джузеппе Калиостро берется материализовать идеал молодого помещика Федяшева. Идеал этот существует в виде мраморной статуи, которая, по словам дворовых людей, изображает красавицу крепостную Прасковью Тулупову.
Но Калиостро не удается вывести формулу любви. Алексей забывает о каменном идеале, увидев юную красавицу Марию, спутницу графа.

В фильме много перипетий, забавных, печальных и поучительных, а самая символичная сцена происходит в финале. Проходя по парку, Калиостро останавливается у постамента, на котором когда-то стояла злосчастная скульптура. К нему подходит маленькая девочка, чтобы узнать, будет ли он оживлять ее бабушку.

– Ты кто? – спрашивает Калиостро.

– Прасковья Тулупова, – отвечает малышка.

Калиостро улыбается и, подняв девочку на руки, ставит ее на пьедестал. Нет смысла вдыхать жизнь с помощью магии в каменную статую, если самим Богом дано простое и естественное продолжение этой жизни.
Александр Михайлов, сыгравший Алексея Федяшева в фильме «Формула любви», так рассказывает об этой роли:

«Я не относился к ней серьезно, как к своим драматическим ролям в театре, ведь «Формула любви» – это комедия. Потом я задумался, почему фильм оставляет такое светлое впечатление. Ведь Калиостро боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате получается, что Бог победил.

Кстати, у А.Н. Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. Между прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же» (журнал «Фома». 07.06.06).

Материалом для создания сценария фильма «Формула любви» послужила не только повесть Алексея Николаевича Толстого, но и другие литературные источники – например, книга Михаила Кузмина «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро».

Кстати, сам А. Толстой при написании повести, в свою очередь, руководствовался разными историческими очерками: «Калиостро, его жизнь и пребывание в России» В.Р. Зотова, опубликованным в «Русской старине» (№12, 1875 год), и «Калиостро в Петербурге» Е. Карновича, напечатанным в №2 ежемесячного исторического сборника «Древняя и новая Россия» за 1875 год. <...>

Разница сценария и повести в том, что в повести все совершается серьезно и местами даже трагично, нет ни одного повода улыбнуться, нет места иронии.

Если фильм «Формула любви» можно отнести к жанру комедии-мелодрамы, то повесть «Граф Калиостро» – это готовая основа для создания мистического триллера. И вполне возможно, этой идеей кто-нибудь из кинематографистов еще воспользуется. Ведь ужас воплощения «бездушной мечты» в повести Толстого Алексис познает на практике: вызванная из портрета Прасковья Тулупова оказывается злой, жеманной кривлякой и угрожает разрушить не только мечты юного идеалиста, но и саму тихую налаженную жизнь всех мирных обитателей усадьбы. «Отменный получился кадавр», – говорит о ней Калиостро. Чтобы заставить чудовище исчезнуть, Федяшев поджигает библиотеку. Он заманивает Калиостро в ловушку, дворне удается связать его и предать в руки правосудия.

Калиостро в повести Толстого – настоящий злодей. Совсем другим предстает он в книге Кузмина – здесь он благороден, великодушен, несчастен, и герой фильма Марка Захарова, скорее, похож на этого Калиостро.
В фильме «Формула любви» граф Калиостро принимает свое поражение со всем благородством, как философ, не только осознавший несостоятельность своей теории, но и понявший нечто большое. И то, что ему открывается, приносит не только боль разочарования, но и тихую светлую радость, которую обретает каждый, ощутивший гармонию бытия».

В подборках

Любимая бабушка Татьяна Пельтцер
Пересматриваем фильмы с любимой советской бабушкой — вместе с порталом «Культура.РФ».
Киношлягеры Геннадия Гладкова
Вспоминаем и пересматриваем любимые кинокартины и мультфильмы, музыку для которых написал Геннадий Гладков.
Смотрим советские кинокомедии
Говорят, что смех продлевает жизнь.