Формула любви
Художественные фильмы

Формула любви

Год выхода:
1984
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
86 мин.
В ролях:
Нодар Мгалоблишвили, Александр Абдулов, Семен Фарада, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александра Захарова, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Николай Скоробогатов
Режиссёр:
Марк Захаров
Производитель:
Мосфильм

Фрагмент статьи Нины Нермиловой «Герой бросает вызов Создателю и проигрывает», опубликованной в журнале «Нева», 2007 год:

В фильме «Формула любви» (режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин), граф Калиостро, величайший авантюрист XVIII века, пытается вывести формулу любви, бросая тем самым вызов Всевышнему.

Вот как об этом написано в сценарии фильма: «Он (Калиостро) достает бумагу, испещренную какими-то значками и цифрами, – смотри! Здесь все учтено… Знакомство… Тайное влечение… Ревность… Отчаяние… Все это подлежит моделированию. И если в конце вспыхивает огонь чувств, то значит, не Бог его зажег, а человек. И, стало быть, мы равны…

– Вот ты с кем соревнуешься, – покачала головой Лоренца.

– Да! – торжествующе произнес Калиостро. – Другие соперники мне не интересны…»

Джузеппе Калиостро берется материализовать идеал молодого помещика Федяшева. Идеал этот существует в виде мраморной статуи, которая, по словам дворовых людей, изображает красавицу крепостную Прасковью Тулупову.
Но Калиостро не удается вывести формулу любви. Алексей забывает о каменном идеале, увидев юную красавицу Марию, спутницу графа.

В фильме много перипетий, забавных, печальных и поучительных, а самая символичная сцена происходит в финале. Проходя по парку, Калиостро останавливается у постамента, на котором когда-то стояла злосчастная скульптура. К нему подходит маленькая девочка, чтобы узнать, будет ли он оживлять ее бабушку.

– Ты кто? – спрашивает Калиостро.

– Прасковья Тулупова, – отвечает малышка.

Калиостро улыбается и, подняв девочку на руки, ставит ее на пьедестал. Нет смысла вдыхать жизнь с помощью магии в каменную статую, если самим Богом дано простое и естественное продолжение этой жизни.
Александр Михайлов, сыгравший Алексея Федяшева в фильме «Формула любви», так рассказывает об этой роли:

«Я не относился к ней серьезно, как к своим драматическим ролям в театре, ведь «Формула любви» – это комедия. Потом я задумался, почему фильм оставляет такое светлое впечатление. Ведь Калиостро боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате получается, что Бог победил.

Кстати, у А.Н. Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. Между прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же» (журнал «Фома». 07.06.06).

Материалом для создания сценария фильма «Формула любви» послужила не только повесть Алексея Николаевича Толстого, но и другие литературные источники – например, книга Михаила Кузмина «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро».

Кстати, сам А. Толстой при написании повести, в свою очередь, руководствовался разными историческими очерками: «Калиостро, его жизнь и пребывание в России» В.Р. Зотова, опубликованным в «Русской старине» (№12, 1875 год), и «Калиостро в Петербурге» Е. Карновича, напечатанным в №2 ежемесячного исторического сборника «Древняя и новая Россия» за 1875 год. <...>

Разница сценария и повести в том, что в повести все совершается серьезно и местами даже трагично, нет ни одного повода улыбнуться, нет места иронии.

Если фильм «Формула любви» можно отнести к жанру комедии-мелодрамы, то повесть «Граф Калиостро» – это готовая основа для создания мистического триллера. И вполне возможно, этой идеей кто-нибудь из кинематографистов еще воспользуется. Ведь ужас воплощения «бездушной мечты» в повести Толстого Алексис познает на практике: вызванная из портрета Прасковья Тулупова оказывается злой, жеманной кривлякой и угрожает разрушить не только мечты юного идеалиста, но и саму тихую налаженную жизнь всех мирных обитателей усадьбы. «Отменный получился кадавр», – говорит о ней Калиостро. Чтобы заставить чудовище исчезнуть, Федяшев поджигает библиотеку. Он заманивает Калиостро в ловушку, дворне удается связать его и предать в руки правосудия.

Калиостро в повести Толстого – настоящий злодей. Совсем другим предстает он в книге Кузмина – здесь он благороден, великодушен, несчастен, и герой фильма Марка Захарова, скорее, похож на этого Калиостро.
В фильме «Формула любви» граф Калиостро принимает свое поражение со всем благородством, как философ, не только осознавший несостоятельность своей теории, но и понявший нечто большое. И то, что ему открывается, приносит не только боль разочарования, но и тихую светлую радость, которую обретает каждый, ощутивший гармонию бытия».

В подборках

Любимая бабушка Татьяна Пельтцер
Пересматриваем фильмы с любимой советской бабушкой — вместе с порталом «Культура.РФ».
Киношлягеры Геннадия Гладкова
Вспоминаем и пересматриваем любимые кинокартины и мультфильмы, музыку для которых написал Геннадий Гладков.
Смотрим советские кинокомедии
Говорят, что смех продлевает жизнь.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин