Крылья
Телеспектакль

Крылья

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Год выхода:
1956
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
122 мин.
В ролях:
Михаил Царёв, Николай Комиссаров, Александра Сальникова, Николай Светловидов, Елена Рубцова, Иван Верейский, Ксения Тарасова, Виктор Хохряков, Елена Гоголева, Клавдия Блохина, Ирина Ликсо, Виталий Доронин, Павел Оленев, Александра Яблочкина, Юрий Аверин, Виктор Шарлахов, Элла Далматова, Николай Шамин, Сергей Калабин, Борис Сазонов, Владимир Колосов, Генриетта Егорова, Софья Фадеева, Георгий Ковров, Николай Сивов, Аркадий Смирнов
Режиссёры:
Татьяна Лукашевич, Константин Зубов

Фрагмент статьи «Крылья» Е. Горбунова, опубликованной в Ежегоднике Малого театра (1956 г.):

«Ранней весной 1954 года Александр Корнейчук прочитал в театре только что законченную пьесу «Крылья». Писатель изображал начало деятельности вновь избранного секретаря обкома партии Ромодана, его личные дела и переживания. Одна за другой развертывались картины города и деревни, возникали люди разных характеров и убеждений.<...>

Трудно складываются дела Ромодана на новом месте. Прямой и целеустремленный человек, у которого слово не расходится с делом, он сразу же приходит в резкие противоречия со стилем работы, укоренившимся здесь уже с давних времен, и с живым его олицетворением – «главным хозяином области» – председателем облисполкома Гордеем Афанасьевичем Дремлюгой.

Сталкивая этих людей, писатель противопоставляет разные типы руководителей, противоположные методы руководства. С одной стороны живая, инициативная мысль, способность и желание опереться на коллектив, найти у практиков поддержку своим начинаниям, почерпнуть новые знания; с другой – слепое, бездумное копирование внешних форм и методов, принятых «наверху», неколебимое самодовольство, привычка действовать по шаблону. Такими предстают в пьесе Ромодан и Дремлюга.

«Мы горячо полюбили новую пьесу Корнейчука, – говорил главный режиссер театра К.А. Зубов. – Уже после первого чтения и особенно в процессе репетиций нам стало ясно, что это произведение большой политической мудрости, чутко улавливающее перемены в действительности, смело вмешивающееся в течение жизни. Корнейчук в «Крыльях» не упрощает этой жизни, не сглаживает ее противоречий и трудностей...»

Однако споры, разгоревшиеся по поводу пьесы в писательской среде и на страницах печати, осложняли творческую атмосферу в театре. Потребовалась выдержка и убежденность в правоте своего выбора, чтобы не дрогнуть, не отступиться от «Крыльев».

Пьеса Корнейчука действительно выделялась на фоне привычного репертуара остротой своего содержания, не сразу и не всеми оцененного по достоинству. <...> Тема пьесы, ее идейный конфликт в то время многим показались «слишком» уж смелыми, не все даже сумели оценить главное их содержание. Были сделаны попытки измельчить замысел драматурга, свести действие «Крыльев» к простой иллюстрации широко известных партийных постановлений по сельскому хозяйству. <...> Это пьеса о человеке, который строит новую жизнь, и о новой жизни, которая строится для человека, во имя его счастья.

Достоинство постановки Малого театра состоит в том, что в спектакле ярко и образно воссоздан оптимистический строй народной жизни. <...> Не случайно на афише Малого театра под названием пьесы «Крылья» появилось слово «комедия».

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин